Последние сообщения

Страницы: 1 2 [3] 4 ... 10
21
Актуализация чувств и эмоций

Каждый момент мы испытываем целую гамму чувств и эмоций, однако далеко не всегда эти чувства и эмоции являются осознаваемыми, поэтому мы считаем себя "спокойными", "без эмоциональными". Однако эти эмоции влияют на нашу жизнь, предопределяя наши действия и отношения.
Задачей описываемой медитации является осознание и переведение на сознательный уровень этих чувств и эмоций. Данная медитация является одной их важнейших, поскольку осознание своих чувств является одним из основных ключей, необходимых для работы с подсознанием.
Техника: Эту медитацию можно практиковать в любое время и в любом месте. Начинать лучше с явных, сильных чувств и эмоций. Каждый раз, когда вы испытываете такие чувства, произнесите: "Я испытываю чувство ... (гнева, радости, недовольства, раздражения, веселья и т.д.). При этом постарайтесь отслеживать данное чувство как сторонний, невозмутимый наблюдатель, но ни в коем случае не пытайтесь подавлять или сдерживать его, напротив, дайте ему спокойно проявиться. В этом случае Вы с удивлением заметите, что спустя некоторый промежуток времени эмоция ослабеет и исчезнет, так как энергия, ее вызывающая выходит из Вас наружу.
Примечание. В процессе медитации не применяйте формулировки типа: "Я гневен, я грустный" и т.д., так как в этом случае, вы отождествляетесь с соответствующей эмоцией и этим сами себе препятствуете быть по отношению к ней не вовлеченным наблюдателем. При регулярных занятиях постепенно начинают восприниматься все более тонкие чувства и эмоции. Актуализируйте их. Практика данной медитации препятствует вытеснению чувств на подсознание и способствует их отреагированию.

Психология духовного развития
22
Медитация на актуализацию и осознание своего положения в пространстве («Мандала»)

Лучше всего проводить эту медитацию на природе на открытой, красивой местности.
● Последовательно актуализируйте ощущения своего тела (обонятельные, осязательные, вкусовые).
● Последовательно актуализируйте (визуально и аудиально) предметы и явления, находящиеся в ближней зоне (внутри Вашей ауры), приблизительно 70-100 см. Последовательность: спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу. Осознайте степень влияния на Вас каждого из предметов. При этом пытайтесь осознавать наличие того или иного предмета, даже если этот предмет уже вышел из поля Вашего зрения.
● Постепенно расширяйте зону актуализации, осознавая себя пребывающим в центре. В идеале расширение следует проводить до линии горизонта. Предупреждение: актуализируйте только реальные предметы, не придумывайте и не воображайте ничего.
● Проведите описанные этапы в обратном порядке.

Психология духовного развития
23
ЙОГА В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

В завершение книги было бы логичным описать, как я вижу тенденции в развитии современной йоги. Наиболее распространенной формой йоги в течение еще не скольких десятилетий будет постуральная йога, которая, как мне кажется, ослабит свою эстетическую компоненту, а именно тенденцию изображать слишком красивые тела в слишком сложных позах. В этом году популярный американский журнал Yoga Journal разместил на обложке девушку с вполне реалистичными телесными формами, делающую несложную, но доступную каждому и полезную позу, выполняемую с помощью стула. При этом все больший акцент будет сделан на оздоровительный, а не эстетический аспект практики. Последнее потребует все большей абсорбции знаний смежных физиологии, биомеханики, биохимии, генетики. Если сейчас подбор комплекса упражнений идет на основе конституционного и психологического типа человека, то уже в ближайшее время к этому добавится специфика генотипа.
Вместе с тем, все большее распространение приобретет научная йога. Легкость обмена информацией уже сейчас дает доступ ко всем материалам, первоисточникам и возможность учиться у лучших специалистов. Этот аспект йоги будет «головой» для «тела» постуральной йоги. Именно в такой форме йога сможет продолжить свое существование как духовное учение, связанное с психотехникой, развитием себя как личности и т.д. Сложность овладения научной методологией и станет эзотерическим барьером, разделяющим внутренний и внешний круг. Думаю, произойдет синтез психотехник, относящихся к разным эзотерическим традициям мира. Разумеется, фрагменты йоги, связанные с предыдущими этапами (Нью - эйдж и т.д.) не исчезнут сразу, а займут свою социальную и культурную ниши. Они станут милыми «фенечками» на теле йоги. Впрочем, может быть, все будет и не так. Но в одном я уверен точно - Йога продолжит свое существование, и многотысячелетняя Традиция не прервется.

 «Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
#yoga #йога #yogasutra #ufi #yogalife #уфй
24
Йога как эзотерическая система внутри других систем

Традиционная форма существования эзотерики - это внутренний закрытый круг внутри общедоступной системы, который связан с использованием реально работающих техник (в отличие от общедоступных). В таких отношениях находится суфизм с исламом, исихазм с восточным христианством, высшие тантры с ваджраяной, йога внутри индуизма. На Западе подобное отношение экзотерического и эзотерического пространств во многом расстроилось, но в Индии вполне можно наблюдать группы глубоко мыслящих и практикующих людей, поколениями находящихся у руля религиозных общин, рядовые члены которых находятся в рамках религиозного дискурса и очень далеки от эзотериков. Наиболее выражена такая модель в тантрических школах, несмотря на попытку разрушить ее в колониальные времена.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
25
Йога восточных интеллектуалов

Это йога, с которой пересекаются западные путешественники, и мне посчастливилось сделать это лишь в силу длительности периода обучения у выдающегося пандита Вагиша Шастри. В своем возрасте (на момент нашей Встречи ему был 81 год) он каждый день выполнял несложный комплекс упражнений, включавший и некоторые экзотические элементы, такие как изощренная последовательность тантрических мудр. В течение первого цикла занятий были дни, когда мы в очень плотном темпе занимались санскритом до 8 часов в день. Утром на рассвете он выходил из дома и совершал прогулку к Кедарнатх - темплу. Однако к современной постуральной йоге он относится насмешливо. Например, его характеристика майсорской аштанга - йоги - «monkey - jumping – yoga» (йога прыгающей обезьяны), да и, впрочем, Айенгара примерно такая же. Интеллектуал есть интеллектуал. Для него йога - это философская и эзотерическая система. Большинство текстов, о которых я лишь слышал на тот период, он знал наизусть и давал им очень сложные и утонченные интерпретации. Вагиш Шастри - интеллектуал восточного типа и ориентирован на восточную культуру. Но при этом он прекрасно знает западную. Например, однажды при философском обсуждении он вдруг спросил меня: «Вы знаете Юнга?». Я думал, что ослышался. Юнга я, конечно, знаю и безмерно уважаю, я на нем вырос, но удивление так сказалось на выражении моего лица, что он подумал обратное и начал мне рассказывать содержание его работы «Йога и Запад» с историческими комментариями и его личными соображениями. Очень неожиданным и ярким стало для меня это переживание - слушать рассуждения о Юнге, сидя на циновке, из уст традиционного пандита, одетого в дхоти, среди книг по санскриту (комната Вагиша Шастри представляет собой огромную библиотеку с местом для него и учеников). Когда я рассказал эту историю повстречавшемуся мне русскому исследователю и практику, он рассказал в ответ про своего наставника, который в тот момент читал Делеза. В оригинале. Слышал я и другие который схожие примеры, хотя, конечно, такие люди скорее редкость. Встреча с такими людьми - огромная возможность, беседа - источник дли тельных размышлений, а их пример - вдохновения.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
26
НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ НА ОБОЧИНЕ МЕЙНСТРИМА

Описанные выше этапы сформировали достаточно сложную картину йоги. Ведь йога каждого из предшествующих этапов не исчезала, а продолжает занимать свое место в культуре. Однако выше я перечислил лишь этапы так называемого мейнстрима, тогда как существовало множество ответвлений, также породивших свое образные фрагменты мировой йоги. Некоторые из этих фрагментов могут оказаться интересными опытному искателю, некоторые являются лишь тупиками или ширмами для подлинной (или хотя бы результативной) йоги. Начну со второго пункта, просто для того, чтобы не заканчивать раздел на неприятном. Авторство терминов принадлежит мне.
1. Орелигиозненная йога - это «йога» индийских «Баба», в ашрамы которых иногда попадают искатели духовности. Характерные черты — общие разговоры на высокие темы, слабое знание традиционной индийской мысли, плохая хатха, экзальтация в глазах, антураж: монашеские одежды, четки, значки. Хотя такие ашрамы часто заманивают людей курсами йоги, это, пожалуй, самое тупиковое и далекое от йоги направление. Впрочем, сами последователи это редко осознают. Особо забавными кажутся «болливудские гуру» - люди с явно искусственно созданным имиджем, нацеленным на определенную целевую группу последователей, в отфотошопленных образах и сверхбанальных учениях которых можно увидеть все стереотипы индийского кино.
2. Йога индийских садху. Мне доводилось сталкиваться с раз личными «ушедшими от мира» садху: в Варанаси, Ришикеше, Ганготри , Кедарнатхе, долине Катманду, долине Спити и других местах. Некоторые из них жили в пещерах на берегу Ганги. Особенно забавно смотрится, когда пещера вырыта прямо на набережной Варанаси и оборудована интернетом. Многие из садху - религиозные люди или просто бездомные, носящие оранжевую одежду с целью получения подаяния. Но многие практиковали йогу (включая хатху) и даже официально заявляли, что именно с этой целью удалились от мира. Однако наше общение и мое наблюдение за ними привело меня к мысли, что репертуар и проработанность используемых такими людьми техник довольно слаб. Асаны делаются без понимания основных ключей, философские идеи воспринимаются очень буквально. И хотя некоторые претендуют на то, чтобы давать наставления западным ученикам, мне представляется это сомнительной затеей.
3. Нео - индийская отраженная йога. Как мы уже видели на многих примерах, многие идеи современной йоги - продукт западной культуры. Однако они хорошо прижились на индийской земле. Попав в ориентированную на западных туристов «классическую школу, вы услышите именно то, что ожидаете: про абсолют, энергию, чистку чакр и т.д. Причем эти термины будут произноситься на английском, ведь их аутентичных аналогов часто нет или они существенно сложнее. Знакомство с классикой йоги часто ограничивается Хатха йога - прадипикой и Гхеранда - самхитой. Вместе с тем, в таких школах может быть вполне приемлемая хатха, напоминающая оздорови тельную гимнастику, которой она и является. И все же тем, кто едет в Индию «подучиться йоге», я бы рекомендовал ориентироваться на известные школы, восходящие к известным Мастерам. Таковые есть в Майсоре - ответвления от аштанга - йоги Паттабхи - Джойса и даже Кришнамачарьи, в Ченнае, Дели (представлены многие школы, но особенно Дхирендры Брахмачари), Ришикеше (ответвления от Школы Шивананды и не только). Йога при отелях и в большинстве маленьких студий, как и в фитнес - клубах, редко бывает качественной.
4. Массово - физкультурная йога. В Индии популярно и продолжает активно продвигаться физкультурное движение, чем - то напоминающее таковое в 30 - е годы в Советском Союзе. Причем в рамках хиндутвы, упражнения для гимнастики берутся из йоги. В результате возникает йога в школах, армии, масштабное выполнение спортивно - йоговских асан на стадионах и площадях и т.д. Для этой цели существуют институты и общественные организации, которые создают методички по технике выполнения упражнений. Иногда подобные проекты встречаются и в других странах. Однако в целом предлагаемая ими йога крайне упрощена, не ориентирована на реальное развитие конкретного индивида и его специфические потребности. Любая физическая нагрузка в рамках западных систем под руководством профессионального тренера будет эффективнее. Духовная составляющая в таких системах, если она и есть, - еще более примитивна.
5. Политическая йога - проект, продвигаемый индийским правительством с целью повышения влияния Индии в мире.
6. Спортивная йога - с соревнованиями, конкурсами и т.д. Без комментариев.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
27
НАУЧНЫЙ ЭТАП В ЙОГЕ

Научный этап в развитии йоги на западе начался сравнительно недавно - буквально 20-30 лет назад, хотя многие серьезные исследования были опубликованы существенно раньше, а претензии на научное изучение хатха - йоги выдвигались уже в первой половине XX века. Однако такие проекты носили или эпизодический, слишком тенденциозный характер. Одним из первых серьеных исследований можно считать вышедшую в Германии книгу Д. Эберта «Физиологические аспекты йоги» (1986). Далее медицинское направление в исследовании йоги медленно, но неуклонно развивается.
Параллельно сформировалось и другое культурно - историческое и текстологическое направление, рассматривающее йогу, как развивающееся и трансформирующееся учение.  Среди пионеров этого направления следует назвать таких уже признанных сегодняшний день ученых, как Доминик и Дагмар Вуястик, Дж . Маллинсон, Д. Бирч, Ф. Маас, Р. Торелла, М. Анго, Г. Бюнеманн, Э. де Микелис, М. Синглтон, К. Байер, С. Ньюкомб, Ж. Харгривз, Х. Урбан, Л. Пуустинен, М. Раутаньеми, С. Боркатаки - Варма, Кара В. Эрнст, Х. Крамер, Кнут А. Якобсен, У. Симс - Уильямс, Ф. Деслиппи, Р. Чижиковский, Сет Пауэлл и другие. В рамках их исследований был поставлен широкий ряд вопросов об эволюции йоги и ее практик, взаимовлияния йоги и других духовных систем, эстетики йоги. Были найдены, переведены и введены в научный оборот множество текстов.
Вероятно, одним из самых главных достижений этого этапа является возвращение духовной составляющей йоги, а также снятие с йоги флера избыточной мистичности и таинственности, накладываемых западной культурой, и ощущения застывания и каноничности, которое приписывается ей индийскими специалистами. Важным аспектом является также пересмотр терминологического аппарата, который сложился еще на теософском этапе и очень устарел. Параллельно с йогой ведутся активные научные исследования в сфере тантры, которые избавляют это учение в глазах общественности как от нездорового флера, так и от сознательного игнорирования ее сексуальных аспектов, обусловленного ханжеской моралью. В этой сфере следует отметить труды Беттины Беймер, Марка Дичковского, Раффаэля Торелла.
Более спокойное отношение сформировалось к авторским школам ХХ века, которые поначалу казались единственным и непререкаемым источником знаний о «настоящей» йоге, однако были подвергнуты тщательному критическому анализу, который показал массу заимствований из европейской физической культуры (М. Синглтон). С другой стороны, было открыто множество более ранних текстов хатха - йоги, разворачивающих множество забытых нюансов и практик этого учения. Здесь следует особо отметить проекты SOAS, а также деятельность Дж. Бирча, Д. Маллинсона и М. Синглтона.
Хотя подавляющее большинство исследователей йоги являются также и серьезными йога - практиками, обратное неверно. О существовании серьезных исследований в этой сфере большинство рядовых инструкторов даже не слышало. Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к популяризации научных взглядов на йогу посредством семинаров, ориентированных на массовую публику. и интерес к таким проектам все возрастает, хотя в масштабе мировой йоги он пока мал.
Некоторое отторжение научного понимания йоги, которое я заметил среди постуральных и Нью - эйджерских инструкторов, обусловлено высокими интеллектуальными стандартами, задаваемыми научной культурой. Становится немыслимо рассуждать о классических текстах, не прочитав их в оригинале, что требует знания санскрита. А также опираться на «канон не понимая его культурно - исторического контекста.
В последние годы наметилась еще одна важная тенденция как в изучении, так и в развитии йоги - ее синтез с серьезной западной эзотерикой. В практическом смысле это возвращение в обиход греческих и римских психопрактик, интерес к трансформирующим системам типа стоицизма, герметизма, гностицизма. В теоретическом -- сравнительное изучение глубинного мистического опыта, лежащего в основе различных систем, взаимовлияние восточного и западного эзотеризма как на раннем этапе, так и в настоящее время. Именно эта тенденция кажется мне следующим шагом в развитии современной йоги.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
28
Разные направления в йоге / Постуральная йога
« Последний ответ от Сергей-инструктор 16 Июня 2022, 14:12:40 »
ПОСТУРАЛЬНАЯ ЙОГА

Термин «постуральная йога» был введен доктором Элизабет де Микелис в книге «A History of Modern Yoga» для того, чтобы отделить современную, распространенную на Западе йогу от классической. Само значение термина намекает на то, что это йога поз и постеров, йога красивых людей в изощренных асанах, профессионально сфотографированных. Постуральная йога тенденция последних 50 лет, и она доминирует в современном мире. Постуральный этап характеризуется следующим:
1. Существенный рост уровня хатха - йоги, причем не только во внешних аспектах — количестве и сложности упражнений , но и в методиках обучения.
2. Переплетение хатха - йоги с иными видами физической активности. Заимствование практик из спорта (например, в парной йоге много упражнений из акробатики), как и напротив, проникновение элементов йоги в другие сферы: стретчинг, фридайвинг, пилатес.
3. Попытка ввести научные (хотя иногда, увы, и псевдонаучные) разработки в сфере медицины в практику йоги.
4. Коммерческая простройка.
5. Эстетическая направленность практики, характерная для всей физкультурной активности последних десятилетий.
Вместе с тем, на фоне внешнего роста и благополучия бросается в глаза и главная проблема этого этапа - полное игнорирование философского, духовного и психотехнического содержания классической йоги. Конечно, в последние годы появляются направления типа Mindfulness, Calm , Breathwork, Mental Wellness, Max Strom и т.д., однако они тоже очень далеки и от классики, и от серьезной психологической работы .

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
29
Нью - эйджерский этап распространения йоги на Западе

Движение Нью - эйдж соединило в себе духовные, психологические, оздоровительные, магические, экстрасенсорные, натуралистические и многие другие практики первой половины XX века, щедро приправленные восточным и этническим антуражем. Однако подлинного расцвета Нью - эйдж достиг в послевоенное время, что было связано и с повышением уровня жизни, и с кризисом религий, и с возможностью более свободных путешествий для представителей среднего класса, и с интересом к психодедикам. В 60-70 - е годы Нью - эйдж удачно на ложился на движение хиппи и сексуальную революцию.
Легкость контактов с Индией привела к тому, что на западе стали популярны возникшие в начале XX века и существовавшие до этого лишь как национальные проекты Школы хатха - йоги: Кришнамачарьи, Шивананды, Кувалаянанды, Шри Йегендры, а позднее и многие другие. Хатха - йога становится все более востребованной. Выходит множество книг на эту тему, инструкторы получают образование непосредственно от первоисточников, возникают федерации йоги, создаются системы сертификации. Уровень мастерства в хатха - йоге растет. Достаточно сравнить картинки на первой книге, посвященной комплексу Сурья - намаскар (Raja Aundh, 1928) с любыми современными, чтобы понять, насколько выросли стандарты выполнения упражнений.
Параллельно с этим возникает новая традиция авторских школ, практикующих в поле не физических, а психических упражнений. К таким школам можно отнести созданные Ошо, Махариши (трансцендентальная медитация), Дж. Кришнамурти и др. Характерной особенностью этих Школ было то, что не смотря на восточный колорит и происхождение их соэдателей, они, по сути, намного ближе к актуальным психологическим идеям Запада, чем собственно к индийским. Эта актуальность и доступность во многом и сделала их популярными. При этом не стоит приуменьшать духовную значимость таких систем, поскольку они снова ввели в широкий оборот подзабытую идею «заботы о себе», необходимость не только физической, но и внутрипсихической культуры, медитации и т.д.
Вместе с тем, этап Нью - эйджа принес в пространство запад ной йоги и массу проблем. В первую очередь, существенную деградацию интеллектуального смысла ее взглядов, как и вообще присущий этой среде низкий уровень проработки тем и дискуссии. Куча бессмысленных и недоопределенных понятий типа «принятие», «гармония с миром», «посылать свет» смешалась с более развитыми дискурсами, породив «бессознательные энергии», «чистку чакр» и т.д. Большая часть доступных для широкого круга читателей аутентичных концепций также практически обессмыслилась. Появилась тенденция к их соединению с псевдонаучными «теориями» типа «целительной вибрации», «торсионных полей» и т.д. Медитация стала релаксацией и «остановкой мысли». Возникла и специфическая псевдовосточная эстетика, включающая штаны «алладины», благовония, дреды, татуировки и т.д.
В этот же период на волне интереса к индийской духовности на Запад попало и множество религиозных систем, иногда причудливо смешавшихся с йогой, а иногда эксплуатирующих тему йоги для своих маркетинговых целей. Низкий уровень религиоведческих знаний не всегда дает возможность отличить одно от другого, что приводит к укоренению некоторых подобных систем. По широте распространения йога периода Нью - эйдж соперничает лишь с более современной - постуральной йогой.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
30
Интуитивистский этап
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

После пробужденного теософами интереса к Востоку на фоне появления все новых переводов классических текстов и научных исследований в сфере востоковедения все больше западных интеллектуалов начало интересоваться восточными практиками. Соответствующие мотивы можно встретить в творчестве Г. Гессе, Р. Ролана, С. Цвейга, Р. Эмерсона, Г. Торо, А. Белого, М. Волошина, Н. Гумилева, Д. Мережковского, И. Франко, Л. Украинки, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака и многих других. Идеями индийской философии вдохновлялись такие выдающиеся ученые, как Н. Тесла, Э. Шредингер, Р. Оппенгеймер, В. Паули. На стыке восточной и западной философии начинали творить такие мыслители, как Рене Генон, Юлиус Эвола и др. Яркий интерес к мистическому в тот период привел к появлению синтетических учений, подобных антропософии Рудольфа Штайнера. Алистер Кроули также вплел многие фрагменты йоги в свое учение. Несомненное влияние оказали идеи йоги на становление психоанализа, особенно его юнгианского направления. Впрочем, 3. Фрейд, в своем труде, «По ту сторону принципа удовольствия» пересказывает для пояснения своих мыслей (хотя и очень приблизительно) один из сюжетов Брихадараньяка - упанишады. Позднее влияние индийской мысли очевидно бросается в глаза в творчестве Э. Фромма, В. Райха, Ф. Перлза.
Деятельность Уильяма Аткинсона, более известного под псевдонимом Йог Рамачарака, и подобных ему популяризаторов привела к широкому распространению оздоровительных практик с восточным уклоном. Параллельно на стыке европейского эзотеризма и йоги возникает идея о возможности использования упражнений йоги для усиления психических способностей. Наиболее ярко она была представлена в книге французского оккультиста Поля Седира «Индийский факиризм, или Практическая школа упражнений для развития психических способностей».
Список можно было бы продолжать, однако во всех этих примерах (как и не названных) есть нечто общее. Хотя мыслители достаточно разного уровня обращались к духовному наследию Востока и йоге, их представления о предмете было весьма размытыми. Духовные взгляды и практики Индии скорее домысливались на основании своих взглядов и переживаний, собственного духовного опыта. Часто на оригинальные взгляды проецировались актуальные для общества или конкретного мыслителя темы. К этому приводил недостаток системного подхода (а иногда и количества доступных первоисточников). В трудах мыслителей этого периода часто встречаются вырванные из контекста цитаты, ошибочное понимание сути техник и т.д. Вместе с тем, в силу наличия духовного опыта, часто давалось очень оригинальное прочтение классических идей, позволявшее стряхнуть вековую пыль со старых практик, сделать их вновь прикладными.
Страницы: 1 2 [3] 4 ... 10