Последние сообщения

Страницы: 1 ... 4 [5] 6 ... 10
41
МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ И ТИПЫ ПСИХОТЕХНИК
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

Для того чтобы создать классификацию психотехник (называть их медитациями), необходимо понять механизмы их влияния. Если воздержаться от мистификаций, то принципиально это несложно. По своей природе медитация является упражнением и, как любое упражнение, развивает ту психическую функцию, которую задействует. В таком случае классифицировать медитации можно по признаку задействованной психической функции. То есть, если мы корректно нагружаем память - тренируемся в запоминании и вспоминании - память становится лучше. Если учимся концентрировать внимание - оно становится устойчивым. Учимся в рамках диалогического мышления произвольно менять соответствующий навык возрастает. Особенность точку зрения этого механизма влияния в том, что он приводит к количественным изменениям психических процессов.
Однако можно заметить и качественные скачки в результате корректной медитативной практики. Причем они могут быть связаны не только с тренируемыми функциями, а и со смежными, сопутствующими им. Тема медитации вообще не изучена современной наукой, а то, что выдается за такое изучение, методически ошибочно, поэтому приведу примеры из своего опыта и практики. Так, человек, практикующий одну из медитаций на вспоминание событий прошедшего дня (месяца, года), со временем не только лучше вспоминает малые, незначительные события, что очевидно, но и чувствует себя более осознанным (пребывающим здесь и сейчас) в повседневности. Образно говоря, его подсознание понимает, что раз события необходимо вспомнить, значит, они важны и надо обращать на них внимание, усиливается глубина проживания человеком своего бытия. Человек, концентрирующий внимание на мотивах другого человека и размышляющий о них (практикующий дхьяну), в дополнение к пониманию таковых мотивов часто испытывает доброту, дружелюбие и прощение. Хотя объектом медитации была рациональная сторона, она оказывает влияние и на эмоциональную. Попытка вникнуть в нюансы устройства чего - то сложного вызывает еще и восхищение миром и так далее. Причем все эти дополнительные состояния возникают скачкообразно.
Ниже я предлагаю свою классификацию психопрактик йоги по механизму их воздействия. Термины, выражающие названия групп практик, аутентичны, однако не общеупотребимы. Разные школы могут называть совершенно по - своему медитации каждой из групп. Более того, иногда разные школы выраженный акцент на медитациях одной группы, игнорируя или уменьшая долю других. Поэтому, приведенная классификация - результат моих размышлений, и в таком виде не встречается в первоисточниках.
Итак, в зависимости от характера влияния, психотехники можно разделить на четыре группы: смарана (смрити), дхарана, бхавана и дхъяна. Техники каждой из групп принципиально различаются между собой. Внутри же группы существует бесчисленное количество практик, отличающихся друг от друга задействованием разных психических функций, что может стать источником более развернутой классификации. Еще более подробное деление можно произвести по нюансам выполнения, которые бесконечны.
42
Мифы и заблуждения о йоге: 8 ступеней

Большинство людей, когда-либо интересовавшихся йогой на уровне чуть более глубоком, чем имитация йоговских упражнений в режиме «фитнес-йоги», слышали о восьми ступенях йоги. Сама идея восьми-ступенчатой йоги настолько глубоко вошла в сознание современного человека, что некоторые современные Школы вводят термин «восемь ступеней» («аштанга») в свои названия, чтобы подчеркнуть родство с древней традицией. Однако парадокс состоит в том, что «восьми-ступенчатость» йоги – не более, чем штамп современного массового сознания. Разберемся в теме поглубже.

Происхождение термина. «Йога сутра» Патанжали.

Безусловно, идея восьми-ступенчатой йоги берет свое начало из «Йога сутры», которую большинство европейцев и многие из индусов считают своеобразной библией йоги или, по крайней мере, ее основой. Однако, это не так, по следующим причинам.
1. «Йога сутра» не является единственным первоисточником по йоге. Мне известно около 150 классических трактатов по йоге. Сколько их всего, наверное, не знает никто. Скорее, «Йога сутра» – наиболее распиаренный в европейской культуре источник. Возможно потому, что он был переведен на европейские языки одним из первых.
2. «Йога сутра» не является самым древним произведением по йоге. Практики йоги описаны, например, в «Махабхарате», которая минимум на несколько сот лет древнее «Йога сутры».
3. «Йога сутра» не является исчерпывающим описанием йоги. Например, из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, большая часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания, и т.д. Если же проанализировать, что из того, что входит в современный репертуар йоги, значительно пополненный архаическими, тибетскими, даосскими и суфийскими практиками, не упоминается в «Йога сутре», то список будет еще больше.
4. «Йога сутра» не является абсолютно оригинальным произведением. В 4 главе явно прослеживаются вкрапления буддийских идей, которые, кстати говоря, не очень стыкуются с основным тестом.
Таким образом, «Йога сутра» никоим образом не является исчерпывающим описанием йоги. Это великое, значимое, подключечное произведение о… техниках йоги, применяемых в Школе Патанжали. Однако, правильно ли понят Патанжали, даже в дискурсе своей Школы?

Ступени ли…?

Слово, которое обычно переводят как «ступень», звучит на санскрите как «анга», и, вообще говоря, переводится как «часть». Это полностью меняет семантику перевода, и, как следствие, всю вытекающую из него практику.
Действительно, ступени предполагают поэтапное прохождение, некую последовательность практик, тогда как «части» – это просто разные практики, которые можно практиковать в той или иной последовательности, вместе или по-отдельности (как, собственно, всегда и делают на практике). В этом случае последовательность, приведенная Патанжали – это просто последовательность перечисления, а вовсе не «этапы» йоги. Дополнительным доказательством этого тезиса может служить шлока 3.7:
3.7. Эти три /имеется в виду Дхарана, Дхиана, Самадхи/ важнее, чем предыдущие.
Если бы Патанжали изначально предполагал иерархию «ступеней», то смысла в этой шлоке просто не было бы.

И сколько же их…?

Самое смешное, что разные первоисточники по йоге называют разное количество «ступеней», их последовательность и даже разные практики на каждой из них. Впрочем, в свете сказанного выше это уже не удивляет. Так, «Амритананда упанишада» утверждает: «Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи – зовутся шестичленной йогой».
Наиболее удивительным здесь является даже не исчезновение «этических» ступеней и асан, а изменение последовательности пратьярхары и дхараны, что,  впрочем, станет понятно, если разобраться в психофизиологической, а не мистической (в плохом смысле этого слова) сути этих понятий.
«Гхеранда самхита» дает другой список анг:
1.10…Составные элементы 7-частной садханы:
-Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.
-Асаны дают силу.
-Мудры дают стойкость.
1.11.- Пратьяхара – покой.
-Пранаяма даёт лёгкость.
-Дхиана – восприимчивость своей Сущности.
-Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).
Как мы видим, опять исчезли «этические» ступени, дхарана, зато появились очистительные процедуры и мудры.
Совпадает количество анг с патанжалиевским в «Шандилья упанишаде», однако само описание этих ступеней опять же отличается. Так, принципов ниямы становится 10, вместо 5-ти у Патанжали.
 Пожалуй, наиболее близка к идеям Патанжали «Йога таттва упанишада»:
24. Теперь слушай о Хатха-йоге. Йама, нийама, асана, пранасамьяма.
25. пратьяхара, дхарана и дхьяна на Боге в межбровье, самадхи, сахаджа-стхити, – это называется Восьмиступенчатой Аштанга-йогой.
Хотя и здесь проскальзывают отличия в интерпретации ступеней.

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
43
МЕДИТАЦИЯ В ЙОГЕ
ПРОБЛЕМНОСТЬ ТЕРМИНА «МЕДИТАЦИЯ»
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

Слово «медитация» является одним из брендов, который в массовом сознании неразрывно связан с йогой, духовными практиками и развитием человека. И это оправдано. Йога без психопрактик - не йога, ведь еще в Хатха - йога – прадипика сказано: «Все в хатха - йоге существует для раджа - йоги». Однако, что, собственно, следует считать медитацией? Ведь в санскрите такого слова нет, хотя современные индийские школы йоги его активно используют. Более того, при внимательном изучении вопроса становится понятным, что медитацией называют значительный список видов психической активности, которые крайне разнятся как по технике, так и по результатам. Наблюдается явное забалтывание этой темы. Поэтому актуальным становится вопрос о распутывании этого терминологического клубка и выделении групп аутентичных психопрактик йоги, которые хаотично перемешались в этом термине.
Слово «медитация» имеет латинское происхождение и восходит к термину мeditari - обдумывать. Известный философ и исследователь античных психопрактик Пьер Адо соотносит его также с греческим термином - забота, упражнение, поскольку в риторике оба этих слова служили для обозначения «подготовительных упражнений». Надо сказать, что в античной традиции существовал огромный пласт практик, направленных на «заботу о себе», среди которых были как техники, направленные на работу наедине с собой и этим напоминающие то, что сегодня мы бы назвали «медитацией», так и особые упражнения, которые необходимо было выполнять среди людей. Последние сейчас с легкой руки К. Кастанеды можно назвать «сталкингом»
В Европе термин «медитация» появился примерно в XII веке как особая монашеская практика, включающая обдумывание каждого слова писания. По сути, она очень напоминает джапу Пашу - пата - сутры. Позднее этот термин был популяризирован благодаря одноименной книге Декарта, описывающей особую философскую рефлексию автора. На этом этапе все перечисленное не имело от ношения к востоку и практикам йоги. Как обычно, путаницу внесли теософы. Быстрое и ажиотажное знакомство с культурой Востока потребовало соотнести практики разных культур, что и было несколько неаккуратно сделано теософами. Например, в своей работе «Ключ к теософии» Е. Блаватская пишет:
«Истинный экстаз определён Плотином как «освобождение ума от своего конечного сознания, его единение и отождествление с бесконечным». Это высшее состояние, говорит профессор Уайлдер, но оно не вечно и достигается лишь весьма и весьма немногими. В действительности оно тождественно состоянию, известному в Индии как самадхи. Последнее практикуется йогами, которые физически облегчают его достижение строгим воздержанием в еде и питье, а умственно - непрестанным старанием очистить и возвысить ум. Медитация - это безмолвная и неизреченная молитва, или, как говорил о ней Платон, «устремление души к божественному, не просьба о каком - то личном благе (в общепринятом значении молитвы), но обращение к самому Добру - к вселенскому Высшему Благу», частью которого мы являемся на земле, и из сущности которого все мы возникли. Поэтому, добавляет Платон, «оставайся безмолвным в присутствии божественных, пока они не снимут туманную пелену с твоих глаз, и благодаря исходящему от них свету, не дадут тебе возможность увидеть то, что действительно является благом, а не кажется тебе таковым».
Как мы видим, Блаватская в своей смелой манере широки ми мазками отождествляет экстаз Плотина, неизреченную молитву, безмолвие Платона, самадхи и медитацию. Хотя нет никаких основании считать эти состояния схожими. Более того, как мы помним из главы о самадхи, даже этот термин имеет массу различных значений и описывает очень разные по своей сути состояния. Думаю, специалист по античной философии не согласился бы и с тождественностью экстаза Плотина и безмолвия Платона. Но так или иначе, с этой работы Блаватской началась вся путаница. А ее герменевтическая стратегия оказалась общепринятой в массовой культуре, а именно по умолчанию считать все состояния, достигаемые при самых разных психотехниках, тождественными. Как следствие родились такие формулировки, как «практиковать медитацию», «исследовать медитацию», «результаты медитации». Эти формулировки не более информативны, чем «принимать лекарство», «назначать лекарство» без указания конкретно, о каком именно препарате идет речь. Более того, даже без знания о том , что лекарства бывают разными.
Аналогия с лекарством неслучайна. Многообразие психотехник йоги оправдано именно тем, что каждая из них, подобно лекарству, узконаправленно корректирует те или иные аспекты психики. Неудачно подобранная техника может нанести вред, о чем (в контексте дхараны) говорилось еще в Мокшадхарме:
«О, раджа, неудачное сосредоточение (дхарана) на недобром пути людей уносит, как в (открытое) море, сынок, корабль без кормчего (уносит течение)».
Попробуем разобраться, какие же классы психотехник существуют в индийской традиции и какие аутентичные термины им соответствуют. Впрочем, приведенная классификация вполне применима и к психотехникам других традиций. Оговорюсь: я не буду описывать конкретные медитативные практики, методы и ключи их выполнения. Это составило бы немыслимый объем текста. В этой книге моя задача состоит лишь в том, чтобы осуществить различение (вивека) принципиально разных по сути классов техник.
44
ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИКИ

Красивым способом примирения социальной и духовной активности является концепция чатурартхи или четырех целей (направленностей) деятельности человека. Эта концепция, будучи сформулированной еще в Эпосах, нашла отражение в большинстве более поздних произведений, хотя се значение ослабело в позднейшее время. Тем не менее, мне кажется, это очень практичная и актуальная по сей день модель, поэтому изложу ее положения.
С точки зрения концепции чатурартхи в жизни человека существует четыре (чатур) цели, смысла, задачи или направления активности. Они называются артха, кама, дхарма и мокша.

АРТХА - это любая деятельность, направленная на приобретение пользы для себя самого. Кама - сутра, которая с юмором раскрывает эти аспекты, говорит, что «артха - это приобретение богатств, семьи, друзей, потомства». Понятно, что под друзьями имеются в виду не столько друзья в сердечном смысле, сколько «друзья как связи, возможности и т.д.
Такое понимание артхи, как необходимой и духовной составляющей жизни человека, если вдуматься, уже неочевидно. Ведь даже в сравнительно недавние для нас советские времена существовало представление, что человек, который работает только на себя - это «сутяжник», «эгоист», «потребитель». Равно и в христианстве существует формулировка, что «легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому в царство небесное. Все религии, как и тоталитарные общества, отрицают важность этого аспекта жизни или, во всяком случае, отказывают ему в духовном содержании. Но в индийской традиции вот этот аспект воспринимался как значимая часть.

КАМА - это получение удовольствий. Строгое определение этого термина мы обсуждали выше. Здесь же напомню, что кама воспринималась как умение и культура получения изысканных удовольствий. И опять же, лишь в индийской традиции эта деятельность признавалась в качестве духовно важного аспекта жизни.

ДХАРМА - это деятельность на благо общества в целом. Это служение высшему идеалу, общему благу, следование долгу, причем не в аспекте приобретения личной выгоды. Три вышеперечисленные цели жизни составляют пласт бытия, который современным языком можно назвать «реализация» человека. Законы Ману так характеризуют эту троицу:
«Благом считается дхарма вместе с богатством (artha),
[исполненное] желание (kama) вместе с богатством,
только дхарма, или же в этом мире за благо [почитается] только богатство;
но истина [состоит] в соединении [этих] трех.
(Перевод С.Эльмановича)
Реализации диалектически противостоит и дополняет ее активность, связанная с развитием, то есть с качественной трансформацией человека, наработкой им новых качеств, состояний, умений, расширением и усложнением сознания. В индийском узусе этот аспект соотносим с четвертой артхой, называемой «мокша».

МОКША - деятельность, связанная с достижением «освобождения», или в широком смысле слова - духовная практика. Причем под духовной практикой следует понимать особую активность, направленную на выход за свои привычные рамки, а не ту, что вроде бы происходит сама по себе в процессе жизни (по мнению многих современных «практикующих»).
Широко известная метафора сравнивает эти четыре аспекта жизни с четырьмя ногами коровы. Разумеется, корова полноценна если все ноги на месте. Так и жизнь человека полноценна, только если все эти аспекты гармонично сочетаются в ней. На каждый из аспектов следует выделять соразмерное время и ресурс.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
45
Йога и социум / Хатха - йога в системе Йоги
« Последний ответ от Сергей-инструктор 23 Мая 2022, 16:30:37 »
Хатха - йога в системе Йоги

В чем же смысл работы с физическим телом в рамках эзотерических традиций? Желание просто укрепить тело подготовив его для более сложных психических упражнений? Вероятно, эта цель имелась в виду, но для ее достижения не нужны столь изысканные упражнения. Обычная примитивная гимнастика, придуманная греками (а ее аналоги были практически у всех народов), дает прекрасные результаты для укрепления тела. Оздоровление? Да, йоготерапия существует, но не является основной целью йоги. К тому же медикаментозные средства лечения (та же тибетская медицина) дают прекрасные результаты, требующие намного меньших усилий со стороны пациента. Может быть, цель - добиться феноменальных качеств тела: силы, гибкости, выносливости? Абсурд, если, конечно, не готовить себя для выступлений в цирке ... Так в чем же смысл физических тренингов в рамках эзотерических традиций? В чем смысл хатха - йоги? – Мне кажется все очевидно, если обратится к корневым целям Йоги, что йога - это система, направленная на осознанное изменение человека. Т.е. через упражнения производится влияние на состояние психики и сознания с целью взятия над ними осознанного контроля, чтобы в дальнейшем их развивать и совершенствовать.

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
46
Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования?

Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше: да, постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основные ее принципы и характеристики, оставались неизменными:
■ Йога-не религия. Жизнь «здесь-и-сейчас» для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Система учит человека стать «взрослым», добиваться всего желаемого своими усилиями, а не быть инфантильным, к чему ведет вера.
■ Йога — не практика аскетизма. Для того, чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.
■ Йога - не философия, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике.
■ Йога — не этическая система. Любая этическая система, порождена в конечном, религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т. д. В йоге есть правила (например- «Ямы»), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких уровнях правила вообще уходят, оставляя место только принципам. Именно постижение этих принципов и является основной познавательной задачей Йоги.

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
47
Возможно ли учить Йоге, не обладая мистическим опытом?

Передача знаний Йоги невозможна в отрыве от собственной практики, так как для этого необходим собственный мистический опыт. Эзотерическое знание недостаточно просто знать, но оно должно стать способом жизни практикующего человека. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: «Нет стиля-есть личная техника Мастера». Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: «Нет классической йоги-есть личная йога Учителя». Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную Йогу, которая перестает быть йогой-методом, будучи канонизированной. Эзотерическое учение неотделимо от своего носителя или Учителя. А эффективность и правильность учения может проверить только Жизнь.

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
48
Существует ли прямая непрерывная преемственность йоги?

Правомерно ли говорить о «классической» йоге? Думаю, нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить... Не говоря уже о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли «дяди»? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу? Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религии. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить....

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
49
Как «стать» инструктором йоги за месяц?

Многие фитнес-клубы, танцевальные студии и т.п. организации, почувствовав интерес у людей к йоге, пытаются ввести ее в свой репертуар, сделать на этом бизнес. Поскольку квалифицированных специалистов мало, то, разумеется, найдутся структуры или доморощенные инструктора, которые проведут недельные курсы и выдадут дипломы инструкторов йоги. Вот только чему можно будет научиться у этих «инструкторов»?
Как же не «попасть»? По каким признакам найти квалифицированного инструктора? Попробуем разобраться и выделить критерии.
1. Продолжительность самостоятельной практики йоги. Йога – это образ жизни. Если человек не практикует йогу самостоятельно, а лишь хочет преподавать ее – он шарлатан.
2. Наличие Школы или Традиции. Йогу практически невозможно освоить по книгам, кассетам, посещая семинары, даже если их проводят выдающиеся мастера. Будьте также осторожны с людьми, которые заявляют, что они «обучались в Индии» месяц. Обучение Йоге происходит много лет. Ну нельзя йоге «научиться» быстрее!!! В сознании и теле просто не успеют произойти необходимые трансформации. Зато в Индии огромное количество религиозных систем, ашрамов (опять-таки религиозных) всевозможных «Баба» и «Свами» эксплуатирующих тему йоги. Равно как и ускоренных курсов для доверчивых (или наоборот сильно ушлых) европейцев. Там за две недели Вас и йоге научат и корочку выдадут. В общем, спросите человека, утверждающего, что он учился в Индии - сколько времени он там провел? Если 5-6 лет – возможно, он говорит правду.
3. Йога – не религия. Наличие в зале для йоги икон, портретов «вождей» и т.д. говорит о том, что Вы пришли не в Школу йоги, а в религиозную систему, которая маскируется под йогу.
4. Йога требует компетентности, а тем более ее преподавание. Для того, чтобы иметь возможность грамотно преподавать йогу инструктор должен владеть кроме самой йоги основами медицинских знаний, психологией, быть социально и гуманитарно компетентным, профессионально разбираться в философии и религии, энергетически и эмоционально чувствительным и многое другое.
5. Если Вам «…нужен работник – повар, конюх, плотник», то вспомните, чем закончилась соответствующая сказка Пушкина. Если человек, у которого Вы планируете заниматься йогой ведет также фитнес, шейпинг, аэробику, гимнастику, каланетику и т.д. – вероятно ему все равно что вести, потому что он разбирается во всем одинаково плохо. Нельзя быть специалистом во всем.
50
Йога и социум / Йога – это о чем?
« Последний ответ от Сергей-инструктор 19 Мая 2022, 07:32:24 »
Йога – это о чем?

Попытавшись исследовать историю Йоги, мы столкнемся несколькими затруднениями. Хотя термины «йога», «йогин» встречаются уже в «Махабхарате» и явно уходят своей древностью в до-ведический период. Деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое йога. Не вызывало разночтений только то, что:
● йога-это система методов
● йога-это тайная (эзотерическая) система.
Анализируя древнейшие источники, можно найти указания и на основные цели йоги, которые заключалась в изменении онтологического статуса, практикующего в мире.

Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика
Страницы: 1 ... 4 [5] 6 ... 10