41
Йога и психология / Механизмы влияния и типы психотехник
« Последний ответ от Сергей-инструктор 02 Июня 2022, 12:10:28 »МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ И ТИПЫ ПСИХОТЕХНИК
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Для того чтобы создать классификацию психотехник (называть их медитациями), необходимо понять механизмы их влияния. Если воздержаться от мистификаций, то принципиально это несложно. По своей природе медитация является упражнением и, как любое упражнение, развивает ту психическую функцию, которую задействует. В таком случае классифицировать медитации можно по признаку задействованной психической функции. То есть, если мы корректно нагружаем память - тренируемся в запоминании и вспоминании - память становится лучше. Если учимся концентрировать внимание - оно становится устойчивым. Учимся в рамках диалогического мышления произвольно менять соответствующий навык возрастает. Особенность точку зрения этого механизма влияния в том, что он приводит к количественным изменениям психических процессов.
Однако можно заметить и качественные скачки в результате корректной медитативной практики. Причем они могут быть связаны не только с тренируемыми функциями, а и со смежными, сопутствующими им. Тема медитации вообще не изучена современной наукой, а то, что выдается за такое изучение, методически ошибочно, поэтому приведу примеры из своего опыта и практики. Так, человек, практикующий одну из медитаций на вспоминание событий прошедшего дня (месяца, года), со временем не только лучше вспоминает малые, незначительные события, что очевидно, но и чувствует себя более осознанным (пребывающим здесь и сейчас) в повседневности. Образно говоря, его подсознание понимает, что раз события необходимо вспомнить, значит, они важны и надо обращать на них внимание, усиливается глубина проживания человеком своего бытия. Человек, концентрирующий внимание на мотивах другого человека и размышляющий о них (практикующий дхьяну), в дополнение к пониманию таковых мотивов часто испытывает доброту, дружелюбие и прощение. Хотя объектом медитации была рациональная сторона, она оказывает влияние и на эмоциональную. Попытка вникнуть в нюансы устройства чего - то сложного вызывает еще и восхищение миром и так далее. Причем все эти дополнительные состояния возникают скачкообразно.
Ниже я предлагаю свою классификацию психопрактик йоги по механизму их воздействия. Термины, выражающие названия групп практик, аутентичны, однако не общеупотребимы. Разные школы могут называть совершенно по - своему медитации каждой из групп. Более того, иногда разные школы выраженный акцент на медитациях одной группы, игнорируя или уменьшая долю других. Поэтому, приведенная классификация - результат моих размышлений, и в таком виде не встречается в первоисточниках.
Итак, в зависимости от характера влияния, психотехники можно разделить на четыре группы: смарана (смрити), дхарана, бхавана и дхъяна. Техники каждой из групп принципиально различаются между собой. Внутри же группы существует бесчисленное количество практик, отличающихся друг от друга задействованием разных психических функций, что может стать источником более развернутой классификации. Еще более подробное деление можно произвести по нюансам выполнения, которые бесконечны.
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Для того чтобы создать классификацию психотехник (называть их медитациями), необходимо понять механизмы их влияния. Если воздержаться от мистификаций, то принципиально это несложно. По своей природе медитация является упражнением и, как любое упражнение, развивает ту психическую функцию, которую задействует. В таком случае классифицировать медитации можно по признаку задействованной психической функции. То есть, если мы корректно нагружаем память - тренируемся в запоминании и вспоминании - память становится лучше. Если учимся концентрировать внимание - оно становится устойчивым. Учимся в рамках диалогического мышления произвольно менять соответствующий навык возрастает. Особенность точку зрения этого механизма влияния в том, что он приводит к количественным изменениям психических процессов.
Однако можно заметить и качественные скачки в результате корректной медитативной практики. Причем они могут быть связаны не только с тренируемыми функциями, а и со смежными, сопутствующими им. Тема медитации вообще не изучена современной наукой, а то, что выдается за такое изучение, методически ошибочно, поэтому приведу примеры из своего опыта и практики. Так, человек, практикующий одну из медитаций на вспоминание событий прошедшего дня (месяца, года), со временем не только лучше вспоминает малые, незначительные события, что очевидно, но и чувствует себя более осознанным (пребывающим здесь и сейчас) в повседневности. Образно говоря, его подсознание понимает, что раз события необходимо вспомнить, значит, они важны и надо обращать на них внимание, усиливается глубина проживания человеком своего бытия. Человек, концентрирующий внимание на мотивах другого человека и размышляющий о них (практикующий дхьяну), в дополнение к пониманию таковых мотивов часто испытывает доброту, дружелюбие и прощение. Хотя объектом медитации была рациональная сторона, она оказывает влияние и на эмоциональную. Попытка вникнуть в нюансы устройства чего - то сложного вызывает еще и восхищение миром и так далее. Причем все эти дополнительные состояния возникают скачкообразно.
Ниже я предлагаю свою классификацию психопрактик йоги по механизму их воздействия. Термины, выражающие названия групп практик, аутентичны, однако не общеупотребимы. Разные школы могут называть совершенно по - своему медитации каждой из групп. Более того, иногда разные школы выраженный акцент на медитациях одной группы, игнорируя или уменьшая долю других. Поэтому, приведенная классификация - результат моих размышлений, и в таком виде не встречается в первоисточниках.
Итак, в зависимости от характера влияния, психотехники можно разделить на четыре группы: смарана (смрити), дхарана, бхавана и дхъяна. Техники каждой из групп принципиально различаются между собой. Внутри же группы существует бесчисленное количество практик, отличающихся друг от друга задействованием разных психических функций, что может стать источником более развернутой классификации. Еще более подробное деление можно произвести по нюансам выполнения, которые бесконечны.