Они не связывают себя ни с какой религией. Им не нужны храмы и священнослужители. При этом они верующие и их больше миллиарда. Ученые США подвели итоги глобального исследования мировой религиозности и заявили о новом феномене — верующие без религии. Они — результат протестного голосования тех, кто разочаровался в традиционных культах. В России таких 25 процентов, то есть четверть населения, согласно данным "Атласа религий и национальностей".
Социологи стали замечать их уже с середины 1990-х: в мире обнаружились верующие, не принадлежащие ни к одной из известных религий мира. Сначала это наблюдение показалось курьезом и следствием неграмотно составленных опросных листов. Тогда еще никто не мог представить, что пройдет чуть менее 20 лет и число "верующих без религии" даже в такой традиционно религиозной стране, как США, вплотную приблизится к 15 процентам. Столкнувшись с подобными цифрами, полученными в Америке в ходе Общего социального обследования (General Social Survey), которые к тому же подтвердились опросами других крупнейших социологических центров (Gallup, Pew Research Center), исследователи религии признали: дело не в статистической погрешности. Мир столкнулся с новой реальностью.
Вера без посредников
Для срочного обсуждения проблемы была созвана конференция в Pew Research Center, где ведущие социологи религии пытались обрисовать профиль "новых нерелигиозных", получивших уже особое наименование — "nones". Один из вариантов перевода этого термина на русский язык — "люди нет" — раскрывает суть явления: нерелигиозных легче всего описывать посредством отрицаний. Эти люди не ходят в церковь, не принадлежат ни к одной из религий, не считают себя вполне атеистами,— словом, они "nones", "никакие". Что на самом деле составляет суть их мировоззрения и что они ценят — сплошная загадка.
Согласно последним данным Pew Research Center, "люди нет" встречаются во всех странах мира, а кое-где (в частности, в России) уже становятся заметной социальной группой. У них сохраняются некие религиозные представления: 30 процентов "никаких" французов и 68 процентов "никаких" американцев верят в Бога, 44 процента "никаких" китайцев совершают богослужения у могил предков. Однако традиционными верующими, а тем более религиозными их не назовешь, хотя бы потому, что они сами на это не согласны.
— В исследовании нашей компании, проведенном в 50-е годы прошлого века, количество "никаких" американцев составляло 0 процентов,— пояснил в своем докладе главный редактор Gallup Фрэнк Ньюпорт.— Буквально: ноль. То есть в те годы каждый американец мог выбрать религиозную принадлежность, отличную от "никакой". Сегодня "никакие" на марше. Однако я хотел бы обратить внимание: мы не зарегистрировали сопутствующих изменений в процентах ответов на другие вопросы, традиционно являющихся индикаторами религиозности. За последние пять лет количество американцев, которые посещают богослужения и считают, что религия играет важную роль в их жизни, почти не изменилось. Это в некотором смысле парадокс.
Вера без посредников
Сотрудники Gallup полагают, что объяснение парадокса — в новом отношении людей к ярлыкам. Если раньше респонденты по традиции относили себя к какой-либо религии, то теперь эта идентификация перестала быть важной и люди, сохраняя прежние религиозные представления, перестали их как-то обозначать. При этом им вполне комфортно в такой неопределенности.
— В прошлом году непосредственный вопрос: "Вы могли бы сказать, что ищете религию, которая вам подходит?" мы впервые задали "людям нет",— рассказал Грег Смит, директор направления религиозных исследований в США Pew Research Center.— И подавляющее большинство, девять из десяти респондентов, ответили: "Я этого не делаю". Эти люди ничего не ищут, они уже нашли — свое "нет".
Существует уже целый ряд теорий, объясняющих нарастающую популярность отрицательных ответов. Помимо теории от Gallup, сводящей феномен к проблеме ярлыков, есть авторитетная точка зрения профессора Клода Фишера из Калифорнийского университета в Беркли и профессора Майкла Хаута из Нью-Йоркского университета: исследователи связали рост "неопределенных настроений" с политическими предпочтениями американцев. Оказалось, что драматический рост "людей нет" наблюдается только в категории респондентов с либеральными взглядами, тогда как консерваторы хранят верность старым религиям. "Возникновение нового типа нерелигиозных людей может быть отчасти объяснено символической манифестацией против религиозных "правых"",— считают исследователи.
Вера без посредников
Кроме того, основной костяк "никаких" в развитых странах составляет одно определенное поколение — люди, рожденные между 1966 и 1975 годами. Их предшественники и, что самое интересное, более молодые потомки демонстрируют гораздо больше определенности и традиционализма. Между тем как раз это поколение "никаких" сейчас входит в период политической и экономической зрелости, а значит, будет определять портрет эпохи.
Вероятно, предупреждают исследователи, этот портрет будет размытым. Еще одно из наблюдений связывает высокий уровень "верующих без религии" с оскудением социального капитала. Согласно данным Pew Research Center, отказ от религиозных ярлыков пока не привел к большей открытости и кооперации между людьми, а напротив, повлек за собой рост разобщенности. "Люди нет" в целом более склонны говорить "нет" не только религии и Богу, но и другим людям.
В России, впрочем, все имеет свою специфику. Многие думающие головы не вынесли кульбитов последних 20 лет, за которые страна проделала путь от атеистического государства до оплота мирового православия, и теперь сторонятся всякой религии. Они-то — недовольные, но и небезразличные — и стали отечественными "людьми нет".
http://nnm.me/blogs/Warwarlock/vera-bez-posrednikov/#cut