Эволюция целей религиозных психопрактик в эзотерических системах мира
В системе духовной культуры человечества значительную роль играют так называемые эзотерические учения [1]. Подобные учения существовали практически во всех религиозных традициях, однако, были доступны лишь ограниченному числу адептов. В качестве примеров подобных систем вспомним индийскую йогу, последователей теории внутреннего эликсира среди даосов, исихазм в православии, духовные упражнения Игнатия Лойоллы, суфийские ордена и т.д.[1]. Периодическое просачивание иформации о подобных системах приводит к резкому возростанию интереса к проблемам духовности, появлению новых эзотерических и псевдоэзотерических, оккультных систем. В этой связи актуальным становится вопрос о правильной интерпретации и систематизации духовного опыта человечества, связанного с эзотеризмом и оккультизмом.
Распространённым является представление о том, что оккультные идеи не изменяются и не развиваются подобно научным и философским концепциям. Поддержанию подобного мнения способствуют многочисленные ссылки представителей подобных систем на древние источники или указание на традиционную преемственность своих школ. В действительности, мнение о неизменности оккультных идей ошибочно. Подобно всем другим элементам человеческой культуры, оккультизм развивается, отторгая или забывая одни идеи и выдвигая на первый план другие.
Адепты всех подобных систем стремились к личностному развитию, которое впрочем понималось по - разному.
Наиболее древнее представление о развитости человека можно соотнести с понятием личная сила. Подобные представления характерны для архаических народов, находящихся на стадии аниматизма и шаманизма. Так, жители острова Пасхи верили в существование особой безличной силы мана – энергии, пронизывающей все предметы материального мира, оживляющей и одушевляющей их. Вожди, колдуны и преуспевающие люди наделены большой мана, тогда как рабы и больные люди почти лишены мана. Мана содержится в сильных фетишах, что указывает на путь к увеличению личной силы путем присвоения большого числа сильных фетишей.
Более сложные представления о личной силе характерны для шаманизма, в котором личная сила соотносилась с числом помогающих шаману духов. Совершенствование искусства шамана было связано с приобретением новых духов –помощников, которых он находил в окружающем мире или забирал у других шаманов. Присвоение нового духа было сопряжено со значительными трудностями, поскольку шаман был вынужден вступать с каждым новым духом, которого он хотел подчинить, в битву, которая, как считалось, могла завершиться гибелью шамана.
Представление о личной силе как критерии развития человека можно заметить в индийской йоге, использовавшей термин тапас («жар»- санскр.) для обозначения особой энергии, которая накапливается в результате аскезы или строгого следования религиозным ритуалам [1,2], и могла быть выменяна на материальные или духовные блага. По меткому выражению Смирнова, «тапас являлся разменной монетой в торге с богами» [2].
Описанные выше традиция накопления тапаса относилась по всей вероятности к дравидийской традиции. Арийская эзотерическая традиция привнесла в йогу, как и в индийскую культуру в целом, идею «слияния» индивидуального пуруши человека с мировым Пурушей или Атманом.
Обычно идеи слияния интерпретируются с чисто субстанционалистических позиций, что полностью блокирует возможности реального изучения подобных феноменов. В действительности, «слияние» можно рассматривать как особое трансперсональное состояние человеческой психики. Вот как описывает подобное состояние Брихадараньяка-упанишада:
«Но когда ему кажется, что он, словно бог, словно царь, когда он думает: «Я есмь всё сущее», - это его высший мир.
Поистине, это его образ, поднявшийся над желаниями, свободный от зла и страха. И как муж в объятиях любимой жены не сознаёт ничего ни вне, ни внутри, так и этот пуруша в объятиях познающего Атмана не сознаёт ничего ни вне, ни внутри. Поистине это его образ, в котором он достиг исполнения желаний, имеет желанием лишь Атмана, лишён желаний, свободен от печали.