Уроки Махабхараты. Драматизм и "традиционные" ценности. Обращали ли вы внимание на то, что все великие классические эпосы предельно трагичны, а их концовка бесконечно далека от привычных нам голливудских хэппи-эндов. Даже если главные (и как бы положительные) герои достигают своих целей, они все равно переживают глубокое разочарование.
Гильгамеш лишается волшебной травы, дающей бессмертие, и смиряется с участью смертного; Рама не может наслаждаться обществом с таким трудом возвращенной жены и страдает от одиночества; Пандавы – главные герои Махабхараты, после трагической гибели во время развязанной ими же войны почти всех родственников и соратников, неудачно пытаются взойти живыми на небо, а затем попадают в адские миры (фактически, завершают жизнь ритуальным самоубийством). Странная смерть их союзника Кришны также напоминает сознательный уход из жизни, и вся трагедия довершается погружением построенной им Двараки в пучину Океана. Даже завершение Одиссеи не назовешь подлинно счастливым, ведь вернувшись домой, Одиссей был уже немолодым человеком; вся его жизнь оказалась потраченной на драматическое и нежеланное путешествие.
Такая логика построения произведения в корне противоречит привычной назидательной методике большинства произведений – от народных сказок до упомянутых голливудских блокбастеров, которые как бы программируют человека: если ты будешь вести себя правильно (хорошо), то все будет О'К и испытания закончатся хэппи-эндом.
http://yogasutra-comment.blogspot.com/2014/03/blog-post_20.html