Гхеранда сказал:
5.1. Теперь я даю правила пранаямы. Посредством её человек становится равным
богам.
5.2. Для практики Пранаямы необходимы соответствующее место, подходящее время,
урегулированное питание и, наконец, очищение Нади.
5.3. Йога должна быть начата не в отдалённой местности, не в диком лесу, не в
большом городе и не в людном месте. Если совершать йогу в таких местах, то
успеха не достичь.
5.4. В отдалённой местности йогин вызовет подозрение; в лесу у него нет
защиты; присутствие людей будет ему мешать. Поэтому следует этого избегать.
5.5. В хорошей стране со справедливым правителем, где есть качественное
питание и нет помех, построй себе хижину и окружи её изгородью.
5.6. Внутри изгороди сделай колодец и хранилище для воды. Хижина должна быть
не слишком высокой и не слишком низкой; в ней не должно быть насекомых.
5.7. Хорошо обмажь эту хижину коровьим навозом. В этом тайном месте ты должен
упражняться в Пранаяме.
Гхеранда Самхита — один из ключевых текстов по хатха-йоге. Будучи достаточно поздним классическим текстом на эту тему, книга является, вероятно, наиболее подробным руководством, в полной мере рассматривающим все этапы йогической практики — шаткармы, асаны, пранаямы и т.д. Впервые Гхеранда-самхита была издана в 1887 году в Калькутте.
Представляет собой сборник наставлений о йоге, которые Гхеранда поведал Чанде Капали. В отличие от других писаний по хатха-йоге, в «Гхеранда-самхите» объясняется путь семиступенчатой йоги:
1.Шаткарма для очищения
2.Асана для укрепления
3.Мудра для уравновешивания
4.Пратьяхара для умиротворения
5.Пранаяма для облегчения
6.Дхьяна для понимания
7.Самадхи для отречения
Следуя этой системе, текст «Гхеранда-самхиты» состоит из семи глав и в основном сосредоточен на шаткармах — поэтому иногда говорится, что в нём описывается гхаташтха-йога. В «Йога-сутрах» Патанджали, например, объясняется восьмиступенчатый путь йоги, в котором вместо шаткармы и мудры указываются яма и нияма, и добавляется дхарана. В заключительных текстах, описывающих самадхи, даются методы, отличающиеся от изложенных Патанджали.
Смысл йоги Патанжали в удержании Читты(своего «Я»; самосознания) от обличения в образы(от эмоционального вовлечения; т.е. западения). Читта вритти неродха.
Гхеранда-Самхиты говорят о другом, по сути говоря, цель йоги Гхеранда-Самхиты – это отделение от тела. В смысле, не выход из тела, а разотождествление себя с телом. О разотождествлении с эмоциональными состояниями, с вритти и так далее Гхеранда практически ничего не писал. По сути говоря, цель Гхеранды написана в 7.20. «Атман, пребывающий в теле есть абсолютное сознание. В нем наивысшим есть мгновение, оно вечное. Познавший его отдельность от тела, будет свободным от страданий и страстей».
То есть, вот эта цель йоги, которая называется Кайвалья – окончательное освобождение, или Мокша, выражена таким вот образом, то есть, человек перестает отождествлять себя со своим телом. Или, выражаясь другим языком, начинаешь воспринимать себя как энергетическое существо(эфирным телом).
Только тогда, когда ты ощущаешь себя энергетическим существом, ты можешь реально видеть суть проблемы, делать развязки, техники дхъяны и другие практики.