В структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являются рабочим инструментом, образуя понятийный каркас познаваемой реальности.
Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категориального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не только общаются между собой, большую роль категории играют и при написании научного текста.
Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Категория (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак) – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности.
Они являются универсальными формами и организующими принципами процесса мышления.
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.
Научный метод
Предметный [объяснить] и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда воспроизведение реальности обычно предполагает эмоциональную оценку или реакцию. Следование научному методу формирует научный образ мышления.
В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:
• Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.
• Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.
• Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.
• Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.
• Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента).
Научная терминология отличается некоторыми особенностями: точностью, однозначностью, краткостью, дефинитивностью, определенностью и системностью.
На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы.
Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.