Автор Тема: Факирский этап распространения йоги на Западе  (Прочитано 456 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Факирский этап распространения йоги на Западе

Интерес к Востоку среди интеллектуалов, не мог не привести такового в более низких слоях населения. И удовлетворением этого интереса занялся шоу - бизнес. В первую очередь цирковое искусство. К середине XIX века появилось огромное количество популярных номеров, эксплуатирующих индийскую (как и китайскую, и японскую) экзотику. Из дошедших до нашего времени имен можно упомянуть венгерских иллюзионистов братьев Гудер, один из которых, Фердинанд (1842-1878), выдавал себя за китайца, а второй, Луи (1852-1877), под псевдонимом Ямадева выступал как индиец. Артист, выступавший по всей Европе как «Загадка Индии» и «Махатма», в действительности был немцем Германом Курцем (род.1873). Таких примеров можно привести множество, но факт наличия чалмы как атрибута циркового выступления, виденный еще нашим поколением, говорит сам за себя. Восточная тематика легко вписалась в два традиционных жанра: иллюзионизм и демонстрацию сверхнормальных телесных кондиций - силы и гибкости. Благодаря отголоскам фантастических сведений об Индии массовая публика «знала» о существовании там особых людей, выполняющих специфические упражнения с телом и, возможно, обладающих некими сверхъестественными способностями. Именно они и были апроприированы в качестве цирковых факиров. Люди, одетые в псевдовосточные костюмы и чалму, выгибались на сцене в причудливые позы и сидели на гвоздях еще на моей памяти. Комизм ситуации состоял не только в том, что эти позы имели мало чего общего с йогой, но и в том, что даже сам термин «факир» - арабского происхождения и означает «странствующий дервиш» (суфий) и, таким образом, не имеет прямого отношения к йоге.
Этот стереотип повлиял на восприятие йоги в западном сознании. Идея о йоге как об упражнениях для гибкости, и наоборот, значимость гибкости для занятий йогой кажется многим очевидной. Также эта идея повлияла и на саму индийскую йогу в ее современных изводах. Так, известный исследователь истории йоги Марк Синглтон, в своей книге «Yoga Body» показывает, что многие упражнения Айенгара создавались под впечатлением от европейской цирковой гимнастики. Упражнения Кришнамачарьи впитали элементы силовых тренингов, проходивших на соседней площадке, а динамические комплексы Паттабхи Джойса -- гимнастику английских солдат.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67