Автор Тема: Интуитивистский этап распространения йоги на Западе  (Прочитано 472 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Интуитивистский этап
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

После пробужденного теософами интереса к Востоку на фоне появления все новых переводов классических текстов и научных исследований в сфере востоковедения все больше западных интеллектуалов начало интересоваться восточными практиками. Соответствующие мотивы можно встретить в творчестве Г. Гессе, Р. Ролана, С. Цвейга, Р. Эмерсона, Г. Торо, А. Белого, М. Волошина, Н. Гумилева, Д. Мережковского, И. Франко, Л. Украинки, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака и многих других. Идеями индийской философии вдохновлялись такие выдающиеся ученые, как Н. Тесла, Э. Шредингер, Р. Оппенгеймер, В. Паули. На стыке восточной и западной философии начинали творить такие мыслители, как Рене Генон, Юлиус Эвола и др. Яркий интерес к мистическому в тот период привел к появлению синтетических учений, подобных антропософии Рудольфа Штайнера. Алистер Кроули также вплел многие фрагменты йоги в свое учение. Несомненное влияние оказали идеи йоги на становление психоанализа, особенно его юнгианского направления. Впрочем, 3. Фрейд, в своем труде, «По ту сторону принципа удовольствия» пересказывает для пояснения своих мыслей (хотя и очень приблизительно) один из сюжетов Брихадараньяка - упанишады. Позднее влияние индийской мысли очевидно бросается в глаза в творчестве Э. Фромма, В. Райха, Ф. Перлза.
Деятельность Уильяма Аткинсона, более известного под псевдонимом Йог Рамачарака, и подобных ему популяризаторов привела к широкому распространению оздоровительных практик с восточным уклоном. Параллельно на стыке европейского эзотеризма и йоги возникает идея о возможности использования упражнений йоги для усиления психических способностей. Наиболее ярко она была представлена в книге французского оккультиста Поля Седира «Индийский факиризм, или Практическая школа упражнений для развития психических способностей».
Список можно было бы продолжать, однако во всех этих примерах (как и не названных) есть нечто общее. Хотя мыслители достаточно разного уровня обращались к духовному наследию Востока и йоге, их представления о предмете было весьма размытыми. Духовные взгляды и практики Индии скорее домысливались на основании своих взглядов и переживаний, собственного духовного опыта. Часто на оригинальные взгляды проецировались актуальные для общества или конкретного мыслителя темы. К этому приводил недостаток системного подхода (а иногда и количества доступных первоисточников). В трудах мыслителей этого периода часто встречаются вырванные из контекста цитаты, ошибочное понимание сути техник и т.д. Вместе с тем, в силу наличия духовного опыта, часто давалось очень оригинальное прочтение классических идей, позволявшее стряхнуть вековую пыль со старых практик, сделать их вновь прикладными.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67