Автор Тема: Четыре направления практики Йоги  (Прочитано 479 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Четыре направления практики Йоги
« Ответ #1 : 30 Мая 2022, 16:26:26 »
ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИКИ

Красивым способом примирения социальной и духовной активности является концепция чатурартхи или четырех целей (направленностей) деятельности человека. Эта концепция, будучи сформулированной еще в Эпосах, нашла отражение в большинстве более поздних произведений, хотя се значение ослабело в позднейшее время. Тем не менее, мне кажется, это очень практичная и актуальная по сей день модель, поэтому изложу ее положения.
С точки зрения концепции чатурартхи в жизни человека существует четыре (чатур) цели, смысла, задачи или направления активности. Они называются артха, кама, дхарма и мокша.

АРТХА - это любая деятельность, направленная на приобретение пользы для себя самого. Кама - сутра, которая с юмором раскрывает эти аспекты, говорит, что «артха - это приобретение богатств, семьи, друзей, потомства». Понятно, что под друзьями имеются в виду не столько друзья в сердечном смысле, сколько «друзья как связи, возможности и т.д.
Такое понимание артхи, как необходимой и духовной составляющей жизни человека, если вдуматься, уже неочевидно. Ведь даже в сравнительно недавние для нас советские времена существовало представление, что человек, который работает только на себя - это «сутяжник», «эгоист», «потребитель». Равно и в христианстве существует формулировка, что «легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому в царство небесное. Все религии, как и тоталитарные общества, отрицают важность этого аспекта жизни или, во всяком случае, отказывают ему в духовном содержании. Но в индийской традиции вот этот аспект воспринимался как значимая часть.

КАМА - это получение удовольствий. Строгое определение этого термина мы обсуждали выше. Здесь же напомню, что кама воспринималась как умение и культура получения изысканных удовольствий. И опять же, лишь в индийской традиции эта деятельность признавалась в качестве духовно важного аспекта жизни.

ДХАРМА - это деятельность на благо общества в целом. Это служение высшему идеалу, общему благу, следование долгу, причем не в аспекте приобретения личной выгоды. Три вышеперечисленные цели жизни составляют пласт бытия, который современным языком можно назвать «реализация» человека. Законы Ману так характеризуют эту троицу:
«Благом считается дхарма вместе с богатством (artha),
[исполненное] желание (kama) вместе с богатством,
только дхарма, или же в этом мире за благо [почитается] только богатство;
но истина [состоит] в соединении [этих] трех.
(Перевод С.Эльмановича)
Реализации диалектически противостоит и дополняет ее активность, связанная с развитием, то есть с качественной трансформацией человека, наработкой им новых качеств, состояний, умений, расширением и усложнением сознания. В индийском узусе этот аспект соотносим с четвертой артхой, называемой «мокша».

МОКША - деятельность, связанная с достижением «освобождения», или в широком смысле слова - духовная практика. Причем под духовной практикой следует понимать особую активность, направленную на выход за свои привычные рамки, а не ту, что вроде бы происходит сама по себе в процессе жизни (по мнению многих современных «практикующих»).
Широко известная метафора сравнивает эти четыре аспекта жизни с четырьмя ногами коровы. Разумеется, корова полноценна если все ноги на месте. Так и жизнь человека полноценна, только если все эти аспекты гармонично сочетаются в ней. На каждый из аспектов следует выделять соразмерное время и ресурс.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67