Изначально Пасха была языческим праздником в честь богини рассвета и весны. Пасха была праздником оживления природы после зимы. Во втором веке христианские миссионеры пытались обратить язычников в свою веру. Они делали это постепенно, позволяя язычникам праздновать свой праздник на христианский манер. Языческий праздник проходил в то же время, что и христианский праздник в честь воскресения Христа. Постепенно языческий праздник уступил место христианскому.
Главным атрибутом католической Пасхи считаются яйца и зайцы, их приносящие. Одни красят яйца, другие их разрисовывают. Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Известны и христианские легенды. Согласно одной из них, Мария Магдалина преподнесла яйцо в качестве пасхального подарка римскому императору Тиберию. Свой дар она сопроводила рассказом о воскрешении Христа. Император усомнился в ее словах, сказав, что скорее белое яйцо станет красным. И чудо свершилось…
С праздничными яйцами связаны главные пасхальные развлечения. Всех не перечесть. Яйца катают с горки или по траве, кидают в друзей, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. Самым любимым детским развлечением остается «охота за яйцами». Смысл игры заключается в том, чтобы найти все яйца, предварительно спрятанные в доме или в саду. К числу народных обычаев, связанных с Пасхой, относятся так называемый пасхальный смех, когда прихожане смеются над забавными историями с назидательным смыслом, рассказываемыми священником во время проповеди.
Название праздника восходит к еврейскому "песах" ("Пасха"): посвящен избавлению Израиля от египетского рабства, который стал в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа. Вплоть до понтификата папы Виктора I (189-199) Западные церкви праздновали Пасху в первый день недели (воскресенье), а многие Восточные церкви, следуя обычаю евреев, отмечали ее 14 числа месяца нисан. Восточная практика со временем отмерла. Однако встал вопрос: в какое именно воскресенье праздновать? Никейский собор в 325 году постановил, что Пасха должна праздноваться всеми в одно и то же воскресенье — ближайшее воскресенье после 14 числа пасхального месяца, а пасхальным считается месяц, четырнадцатый день которого наступает после дня весеннего равноденствия.
Однако из-за различий в системах отсчета времени, которых придерживались в разных местах, постановления Никейского собора не устранили всех трудностей и не получили всеобщего признания. Кроме того, григорианская реформа календаря (1582) привела к новым расхождениям. В западном христианском мире в настоящее время придерживаются григорианского, исправленного календаря, и Пасха здесь празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, так что наиболее ранней датой празднования Пасхи может быть 22 марта, а наиболее поздней — 25 апреля. На Востоке же церковный календарь не был приведен в соответствие с григорианской реформой, поэтому день празднования Пасхи здесь редко совпадает с западным.
Автор статьи Тальский Анатолий Владимирович