Андрей Сафронов
Мифы и заблуждения о йоге: 8 ступеней.
«Однажды Карлу Линнею, создателю первой
научной классификации биологических видов
предложили оценить определение , данное молодым ученым
«Рак – это красная рыба, которая пятится задом».
Линей ответил: «Во-первых: рак это не рыба,
во вторых: пока он жив – он не бывает красным,
а в третьих – он не пятится задом.
В остальном ВСЕ ВЕРНО»»
Большинство людей, когда либо интересовавшихся йогой на уровне чуть более глубоком, чем имитация йоговских упражнений в режиме «фитнес-йоги» слышали о восьми ступенях йоги. Сама идея восьмиступенчатой йоги настолько глубоко вошла в сознание современного человека, что некоторые современные Школы вводят термин восемь ступеней (аштанга) в свои названия, чтобы подчеркнуть родство с древней традицией. Однако, парадокс состоит в том, что «восьмиступенчатость» йоги не более чем штамп современного массового сознания. Разберемся в теме поглубже.
Происхождение термина. Йога сутра Патанжали.
Безусловно, идея восьми ступенчатой йоги берет свое начало из Йога сутры, которую большинство европейцев и многие из индусов считают своеобразной библией йоги или, по крайней мере, ее основой. Однако это не так по следующим причинам.
1. Йога сутра не является единственным первоисточником по йоге. Мне известно около 150 классических трактатов по йоге. Сколько их всего, наверное, не знает никто. Скорее йога сутра наиболее распиаренный в европейской культуре источник. Возможно потому, что он был переведен на европейские языки одним из первых
2. Йога сутра не является самым древним произведением по йоге. Практики йоги описаны, например, в Махабхарате, которая минимум на несколько сот лет древнее Йога сутры.
3. Йога сутра не является исчерпывающим описанием йоги. Например, из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, большая часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания, и т.д. Если же проанализировать, что из того, что входит в современный репертуар йоги, значительно пополненный архаическими, тибетскими, даосскими и суфийскими практиками, не упоминается в йога сутре, то список будет еще больше.
4. Йога сутра не является абсолютно оригинальным произведением. В 4 главе явно прослеживаются вкрапления буддийских идей, которые, кстати говоря, не очень стыкуются с основным тестом.
Таким образом, Йога сутра никоим образом не является исчерпывающим описанием йоги. Это великое, значимое, подключечное произведение о …техниках йоги, применяемых в Школе Патанжали. Однако, правильно ли понят Патанжали, даже в дискурсе своей Школы?
Ступени ли…?
Слово, которое обычно переводят, как «ступень» звучит на санскрите как «анга», и вообще говоря, переводится как «часть». Это полностью меняет семантику перевода, и как следствие всю вытекающую из него практику. Действительно, ступени предполагают поэтапное прохождения, некую последовательность практик, тогда как «части» - это просто разные практики, которые можно практиковать в той или иной последовательности, вместе или по-отдельности (как собственно всегда и делают на практике). В этом случае последовательность, приведенная Патанжали – это просто последовательность перечисления, а вовсе не «этапы» йоги. Дополнительным доказательством этого тезиса может служить шлока 3.7:
3.7. Эти три /имеется в виду Дхарана, Дхиана, Самадхи/ важнее, чем предыдущие.
Если бы Патанжали изначально предполагал иерархию «ступеней», то смысла в этой шлоке просто не было бы.