Обратите внимание, что независимо от железных занавесов, независимо ни от каких препон, так или иначе всевозможные оккультные эзотерические системы попадали в Советский союз. Как они попадали? Если проанализировать первое появление йоги в СССР, мало кто тут знает этот момент. Оказывается первый всплеск йоги в Советском союзе произошел в 1955 году. Произошел совершенно спонтанно. Жуков каким-то образом проконтактировал с нашими индийскими друзьями, когда Индия постепенно становилась независимой. Начались военные закупки у Индии, на волне этого интереса была проведена попытка внедрить йогу в Красную армию. Попытка не удалась, не увенчалась большим успехом. Потому что квалифицированных инструкторов не было, индусов на всю армию не хватало, Жукова тоже сняли. Постепенно от этой идеи отказались.
Потом была вторая вспышка, когда Н.С. Хрущев поехал в Индию. Точно также вдруг железный занавес приоткрылся, можно говорить, что это произошло случайно, но на самом деле, конечно, не случайно – у Космоса были соответствующие требования. После этого new-age вплеснулось в наше оккультное пространство одновременно с каратэ. И начались какие-то изыскания, появились первые исследователи, учителя, инструктора, которые что-то пытались делать, исследовать. Таким образом, мы точно также, как и весь западный мир, пусть и не с такой идеологией, а более скрытой, находились на той же самой волне, на которой находился весь мир.
Движение второй волны тоже несло в себе интересную кармическую задачу. Восточная культура, в том числе и западная культура, в какой-то степени и архаические первобытные культуры, которые сумели дойти до наших дней – несли осколки оккультного знания древних цивилизаций. Но, к сожалению, все они несли действительно осколки. Ни одна культура всецельного знания не донесла. Если бы она его донесла, или какая-то школа бы донесла – вот, у нас готовый путь, вот просветленные. Даже на Востоке, где народ страшно просветленный, такого нет. Потому что все это только осколки. Как раз вторая волна позволила, если и не перемешать эти осколки, то собрать все вместе. Границы стали более открытыми, мы получили доступ к индийским источникам, к китайским, к латиноамериканским и т.д. То есть, то, что раньше являлось закрытым, достоянием каждой эзотерической школы, то, что нигде и никогда не высвечивалось (даже те же Веды – они передавались только в брахманской касте, теперь их можно купить на книжном рынке). Закрытые китайские источники, японские клановые книги, они передавались только в рамках аристократических кланов, которые занимались соответствующими искусствами. Вдруг все школы одновременно изъявили желание все как можно шире всем рассказать. Начался обвальный бум, восточные учителя, и китайцы, и индусы валом повалили в Америку, в Европу. Начали всех всему обучать подряд. Вначале робкие протесты со стороны Востока доносились, потом протесты быстро смолкли. Пожалуйста, чему хочешь – учись: парное кун-фу, каратэ, йога, шаманы.
Если в древности раскрытие всевозможных тайн каралось смертью даже не людьми, а Космосом, то теперь, пожалуйста, все начали всему подряд учить, выкладывать – бери, не хочу. Потому что, если каждый так и хранил бы свой осколочек, держал бы за пазухой, то синтеза эзотерического знания произойти не могло. Осколочки бы хранились, может быть потом бы пропали, или не пропали. Но для воссоздания всей картины в целом нужно было собрать все осколочки одновременно и каким-то образом перемешать между собой. Вторая волна эту задачу и выполняла. Поэтому сейчас раскрыта куча таких тайн, за которые когда-то однозначно людей бы уничтожали тысячами. Кто смог эти осколочки подобрать – прекрасно. Многие школы, даже если взять современные школы, даже и индийские, даже и японские, ни одна школа не сохранила чистоты традиции; которая могла бы сказать: “Вот мы восходим туда-то, туда-то и ничего не добавили”. Потому что такая школа была бы не жизнеспособна. Это только кажется, что эзотерические, оккультные учения не развиваются. Нет, они развиваются как любые другие, потому что развивается сам человек. Эзотерика – это секретный способ развития человека. Но человека в разные времена нужно развивать по разному. То, что было актуально для Древней Индии, может быть, не очень актуально сейчас. То, что актуально для Древнего Китая, может оказаться совсем не актуально сейчас. В действительности все школы, даже традиционно восточные начали не только выдавать свои знания, но и набирать те знания, которые до того были присущи другим школам. Произошел достаточно удачный синтез. Школы, вместив в себя достояние многих других систем, стали более полными, более объемными, знание возросло, набор методов стал значительно шире.