Автор Тема: СЕКТА. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ?  (Прочитано 1874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр-админ

  • Администратор
  • Сообщений: 174
  • Пол: Мужской
    • Форум - Черкасская школа йоги - Украинская Федерация Йоги
  • Facebook: facebook.com/people/1591071064
МИСТИЦИЗМ В РУССКОМ РЕЛИГИОЗНОМ СЕКТАНТСТВЕ

Само по себе слово "секта" (образованное то ли от латинского слова secta, означающего "учение", "доктрина", то ли от слова secate, означающего "часть", "группа") обычно употребляется в смысле религиозной конфессии, выделившейся из другой господствующей в данное время и в данном месте конфессии и противостоящей ей. Секта представляет собой малую религиозную группу со специфическими признаками (значительная консолидация членов на основе внутренней убежденности в своей избранности в качестве носителей высшей истины, значительная роль лидера, высокая степень харизматичности и т.д.). Вместе с тем сектами нельзя называть религиозные направления в конфессиях, которые не существуют помимо этих направлений и школ и в которых не выделилось ведущего направления, ассоциирующегося с ортодоксией (как, например, в буддизме, индуизме, даосизме и в значительной степени – в протестантизме). Интересно, что в религиозной ситуации США считать сектами (а не церквами) баптистов или адвентистов ни в коем случае нельзя, тогда как в России, с ее традиционно преобладающим православием, эти конфессии (церкви) приобретают характер сект. В связи с этим хотелось бы категорически подчеркнуть антинаучность ценностно окрашенного противопоставления "религии – секты": и то и другое суть религиозные конфессии, но с разными характеристиками, коренящимися отнюдь не во "второсортности" сектантства, а в существовании последнего в виде малых групп в условиях иноверческого большинства. Само христианство I-II вв. н.э. можно вполне рассматривать как секту в условиях Римской империи (и раннехристианские общины-церкви имели во многом именно сектантский и вполне нетрадиционный характер), тогда как успех христианской проповеди и распространение христианства, превращение его в религию большинства привели к отмиранию этих сектантских черт (проявившемуся, в частности, и в рутинизации харизмы). Таким образом, грань между "не сектарными" конфессиями и сектами зыбка и условна и определяется не базовыми характеристиками вероучения, а временем и местом его распространения.

В России первые секты (не следует с ними путать еретические движения XV-XVI вв., ибо они не были организационно оформлены) стали возникать в XVII-XVIII вв. как реакция общества на церковный раскол второй половины XVII в., рассекший накануне петровских реформ цивилизационное единство России и обнаживший формальный характер обрядоверия огосударствляемого православия, и на социальный кризис, связанный с завершением процесса закрепощения крестьянства, бюрократизацию государства и усиливающееся отчуждение государства от общества и власти от народа.

Обычно исследователи выделяют в русском сектантстве два типа сект – мистические секты и рационалистические. При всей условности этой классификации нельзя не отметить ее положительных моментов: действительно, в сектах первого типа, как и в религиях чистого опыта, психологическая сущность религии вполне обнажена и достижение трансперсональных состояний в значительной степени выступает главной целью религиозной жизни, тогда как в сектах второго типа психологическая основа религии как бы скрыта за риторикой нравственного самосовершенствования, "духовного" истолкования Писания и социального утопизма. Здесь мы скажем несколько слов только о сектах первого типа. К ним относят христововерие (хлыстовство) и скопчество; рационалистические секты – духоборы и молокане.

Христововерие – не самоназвание секты. Ее последователи обычно называют себя постниками или духовными христианами. "Хлыстовство" – пежоративное название, родившееся в синодальных кругах и восходящее то ли к искаженному "христы", то ли к приписывавшейся этим сектантам практике бичевания себя хлыстами (почему иногда на Западе христововеров иногда называют флагеллантами).

Основателями христововерия являются некие Данила Филиппович и Иван Тимофеевич (Суслов?); последний был как будто из беглых солдат, но оба основателя в любом случае явно крестьянского происхождения. Активный период формирования христововерия – конец XVII – начало XVIII в.

Сама доктрина этой секты весьма смутна и неопределенна, ибо не она, а техника экстаза составляет ее суть. Об этом ясно свидетельствует и предание: Данилу Филипповича спросили о том, какие книги правильные – новые (никонианские) или старые (старообрядческие). Данила Филиппович же посоветовал выбросить в Волгу и те и другие: "Не книгам, а Святому Духу верьте", – сказал он.

Христововеры убеждены, что каждый человек может стяжать божественную благодать и стать Христом, ибо каждый человек по своей первозданной природе – Христос (женщин, реализовавших этот идеал, христововеры называли богородицами). Самого Данилу Филипповича они считали воплощением Бога Отца (Саваофа), а Ивана Тимофеевича – Иисуса Христа.

Для того чтобы стать Христами, христововеры разработали технику радений – экстатических плясок и танцев под "распевцы" (духовные песни), приводивших к состоянию транса и мистического переживания собственной божественности, "христовства", через "накатывание" Святого Духа. К официальному православию христововеры относились сдержанно, считая его "внешним" христианством, чисто обрядовой религией, лишенной подлинной религиозной жизни и божественной благодати. Церковь же их преследовала, используя и карательный аппарат государства. О христововерах, придерживавшихся самого сурового аскетизма (они были вегетарианцами, а их жены зачастую так и умирали девственницами), распускали слухи, изображавшие радения актами разврата и промискуитета ("свальный грех", который приписывался римлянами первым христианам, католиками – альбигойцам и катарам, католиками же – гугенотам; нелепость этих обвинений вполне понятна). Между тем сами сектанты, во-первых, заявляли, что "плотский грех" им не нужен, так как блаженство радельного экстаза несравненно сильнее, а во-вторых, изнуряющая пляска радений к утру валила христововеров с ног, так что вряд ли у них просто оставались силы на "свальный грех". И тем не менее и сейчас находятся люди, записывающие Распутина в хлысты только на основании его "сексуальных подвигов".

Доведением до крайности христововерческого аскетизма стало движение скопцов, выделившееся постепенно в отдельную секту. Ее основателем стал крестьянин Кондратий Селиванов, проживший более ста лет (начало его деятельности относится ко второй половине XVIII в.). Скопцы почитают Селиванова новым явлением Иисуса Христа и одновременно спасшимся императором Петром III (за него, как известно, выдавал себя и Пугачев). Эта "двуипостасность" Селиванова обусловила сильную струю монархистско-теократического утопизма (например, проект Елянского по скопческому переустройству Российской империи). Скопцы сохранили в неприкосновенности христововерческую практику радений и их экстатический культ, но сделали непременным условием вступления в секту кастрацию неофита.

Христововерие было по преимуществу крестьянской сектой, скопчество – мещанско-купеческой. В начале XIX в., с распространением моды на мистицизм среди аристократии и при дворе Александра I, христововерческая практика радений проникает в высшее общество и появляются христововеры-дворяне, обосновывающие крестьянскую технику экстаза ссылками на западных квиетистов, Юнга Штиллинга, Якоба Бёме и других теософов и мистиков. К дворянскому христововерию был близок художник Боровиковский (по некоторым сведениям, он был скопцом), расписывавший "сионские горницы" (комнаты для радений) в помещичьих усадьбах. Большой популярностью в высшем свете пользовался и Кондратий Селиванов, с которым, как говорят, тайно встречался Александр I, услышавший от скопческого "бога" пророчество о поражении при Аустерлице.

К середине XIX в. и христововерие, и скопчество приходят в упадок, а после реформ 60 – 70-х гг. и вообще оттесняются на обочину религиозной жизни быстро проникающими в Россию с Запада учениями протестантского происхождения (баптизм, евангелизм и т.п.).* В настоящее время эти секты практически прекратили свое существование.

* Наиболее известным собранием документов по русскому сектантству является: Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.Кельсиевым. Лондон, 1860-1862. Вып. I-IV. В вып. III перепечатана книга Н.И.Надеждина "Исследование о скопческой ереси". См. также: Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977; тезисы интересного доклада И.А.Тульпе: Религиозное скопчество как русский карнавал // Опыт религиозной жизни и ценности культуры: Материалы ежегодных международных Санкт-Петербургский религиеведческих чтений. СПб., 1994. С. 63.

Итак, мы закончили наш беглый обзор мистических течений в христианстве, их практики и описаний ими своего трансперсонального опыта, в ходе которого постарались продемонстрировать роль данного фактора в истории христианства и психологические истоки самого христианского учения как определенного типа интерпретации и догматизации базового религиозного опыта своего основателя и его первых последователей. Теперь же мы обратимся к третьей библейской религии – исламу.

Е.А.Тоpчинов

РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
« Последнее редактирование: 29 Сентября 2016, 12:33:05 от Сергей-инструктор »
99% всех ошибок компьютера сидит на расстоянии пол-метра от монитора.

Оффлайн Александр-админ

  • Администратор
  • Сообщений: 174
  • Пол: Мужской
    • Форум - Черкасская школа йоги - Украинская Федерация Йоги
  • Facebook: facebook.com/people/1591071064
Необходимость критического мышления
« Ответ #2 : 23 Февраля 2016, 19:32:32 »
Необходимость критического мышления

Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Думаю многим, хотя бы приблизительно, знакомо данное определение. Ибо если оно вам не знакомо, то, скорее всего, вы смотрите телевизор, хотите новый айфон и не прочь помолиться в падающем самолете. Критическое мышление - есть ментальный иммунитет человека. Увы, иммунитет этот дан человеку не от рождения, и приобретается путем правильного воспитательного процесса и «введения научных инъекций». К сожалению и того, и другого во многих семьях не достает.

Как и любой иммунной системе, критическому мышлению угрожают различные вирусы. И самый опасный из них (сродни вирусу иммунодефицита человека) вирус веры.

Хочу подчеркнуть, что речь идет не только о религиозной вере различных конфессий, но и о вере во что-либо без критики и поиска доказательств (в т.ч. в социальные нормы и обычаи). В противовес иммунной системе критического мышления, вирус ментального иммунодефицита в виде веры в большинстве случаев передается по наследству. И ввиду того, что вновь родившийся и воспитываемый человек постоянно находится под воздействием источников распространения данного вируса, излечение многих членов общества практически не возможно.

Как действует данный вирус? На начальном этапе в неокрепший детский организм попадают небольшие бактерии в виде историй про бабая, дядю милиционера, домового, деда мороза и т.д. Не встречая никакого сопротивления, данные бактерии, готовят плодотворную почву для вируса веры. При наступлении возраста адекватного осознания собственного «Я» и потребности в объяснении многих вещей, происходящих вокруг растущего человека, переносчик вируса (как правило, один из родителей) намеренно заражает своего ребенка идеей о сверхъестественном существе, регулирующим жизнь каждого живущего на планете Земля. Данное утверждение не только принимается без каких-либо попыток рационального обоснования, но и всячески стимулируется различными запугиваниями и перспективами божественной кары, что в свою очередь ускоряет процесс развития вируса. В дальнейшем, ослабленный наличием вируса веры, индивид идет в общеобразовательные учреждения, где встречает таких же инфицированных, а так же получает новые дозы «знаний», в рамках образовательной системы, направленной на безапелляционное усвоение любой поступающей информации. Все это способствует мутации вируса веры и выделение его в новый штамм вируса социальной веры, который характеризуется отсутствием ментального иммунитета не только по отношению к религиозной информации, но и к информации социального характера. В итоге мутация ведет к тому, что вся информация, поступающая от, так называемого, социального большинства, воспринимается как истинная и правильная (не зависимо от степени ее абсурдности), а информация, идущая в разрез общественным нормам, воспринимается, как угроза для организма.

После этого критическое мышление практически не подлежит восстановлению. Научная и иная, подтвержденная фактами, информация вызывает реакцию отторжения. Организмом полностью усваиваются лишь новостные выпуски, рекламные ролики, идеи патриотизма, религии, а так же социальные программы типа «ты че умный штоле?!» и «все делают, и я делаю…». Возникает постоянно растущая потребность в приобретении новых не нужных вещей, заключении брака в возрасте от 18 до 20 лет, и стремлении доказать окружающим, что ты не хуже других.

Как правило, отсутствие научно-философского вмешательства на начальном этапе заражения ведет к тому, что спасти критическое мышление в зрелом возрасте практически не возможно.

На мой взгляд, вирус иммунодефицита критического мышления в виде веры является одной из серьезнейших проблем нынешнего общества, которая ведет к геополитическим, религиозным, социальным и межрасовым конфликтам, и только совместными усилиями по распространению и популяризации науки и философии критического мышления мы сможем решить эту серьезную проблему.
« Последнее редактирование: 13 Мая 2016, 22:22:04 от Александр-админ »
99% всех ошибок компьютера сидит на расстоянии пол-метра от монитора.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
СЕКТА. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ?
« Ответ #1 : 22 Февраля 2016, 17:12:51 »
Это странное слово «секта»…

Не так давно в наш язык все более активно старается вернуться слово «секта», – наследие, казалось бы, давно отживших эпох. Происходит это, в основном, стараниями церковных деятелей. Сектой они пытаются поименовать все, что представляется им чуждым духу ортодоксальной религии: йогу, ушу, карате,  цигун, дианетику и, в принципе, всё, что им не нравится.
Этот термин употребляется как негативный маркер, а проще – как ругательство. При этом те, кто его активно продвигают, предполагают, вероятно, сделать это незаметно. Надо сказать, получается у них не очень.

Конечно, само понятие секта так архаично и появилось так давно, что всерьез надеяться на вхождение этого термина в обиход – это все равно, что представить себе живого плезиозавра из парка юрского периода, тихо пробираЧто такое секта?ющегося по торговому центру, в надежде, что в суматохе предпраздничных распродаж ему удастся быть незаметным и вписаться в общую обстановку.

«Разве секта — это не та же религия, просто у нее пока не так много последователей, которые могли бы заставить остальных признать ее?» –пишет современный французский философ Бернар Вебер. По сути, в этой цитате – все, что нужно знать о том, что такое секта и как она отличается от религий.

Если копнуть уж совсем глубоко, то для западного мира все началось с так называемых «Вселенских соборов», где нетерпимость официальной религии к еретикам и положила начало массовому преследованию людей за их религиозные убеждения, не совпадающие с официальными.

Если на память к вам приходит совет галактик из «Звездных войн» с магистром Йодой в качестве председателя и джедаями в президиуме, то нет, все прозаичнее. Просто в начале нашей эры, века примерно с 1-го, множество христианских настоятелей и проповедников стало регулярно собираться большим составом. У них была вполне конкретная цель – сделать из христианства упорядоченную религию, потому что реальное положение дел было следующим: существовало множество групп, направлений, отдельных монастырей, отдельных наставников и святых, множество пророков, а также немало апостолов, каждый из которых предлагал свою версию евангелия, то есть жизни и учения Христа.

И как же решали на этих соборах богословы и настоятели, чья концепция христианства имеет место быть? Очень просто – большинством.

Причем доходило до угроз, оскорблений, драк и всякого прочего рукоприкладства. Почтеннейшие отцы церкви таскали друг друга за бороды и проклинали на чем свет стоит. То есть, будь, например, на этих сходках преобладающее количество сторонников священника Ария, распространявшего свою версию христианства среди германских племен готов, то «арианство», впоследствии, не было бы объявлено опасной ересью и истреблено. А мы бы имели совсем другие представления о христианстве.

После того, как большинство священников худо-бедно синтезировали свои взгляды и учения в более-менее непротиворечивую концепцию (скорее, менее), всех остальных они тут же объявили сектантами, заявив, что с сектами они будут бороться самым христианнейшим образом – уничтожая повсеместно. Затем следует еще более интересный поворот – Великий раскол между православной и католической церковью. Византийский патриарх и Папа Римский немедля прокляли друг друга, объявив враждебный лагерь ересью и сектой. Надо сказать, что взаимные анафемы они сняли друг с друга только в 1965 году. С протестантами, кстати, повторилась, уже позже, примерно такая же история.

То есть слово «секта» было изобретено христианскими религиозными деятелями специально для тех, кто не попал в христианский религиозный мейнстрим (ну, или православный и католический мейнстримы). При этом сам мейнстрим, как мы видим, сложился достаточно произвольно и случайно, на основе принципа «кого больше, тот и прав».

Тут надо напомнить, что в то время этот принцип реально действовал как аргумент: на дворе раннее Средневековье, нашествие гуннов, варварские короли делят Европу, на развалинах римского форума пастухи пасут коз, кругом насилие, кровь, грязь, жесть и трэш. Тогда только такие методы и работали.

И вот мы видим, как в современном мире представители крупных религиозных корпораций чувствуют угрозу своему общественному положению от множества самых различных социальных течений и групп.

Это и упоминаемая выше йога (церковь нападает на нее по причине смутных ассоциаций с индуизмом и буддизмом) и вообще все телесные и духовные практики, пришедшие к нам из иных, не христианских, культурных традиций.

А церковники вновь пользуются старым добрым приемом – показать пальцем на всех, кто им не нравится, и обозвать сектой. Поможет ли им это ввиду глобальной тенденции мира к разнообразию взглядов и мнений? Вряд ли. Авторитет официальных религий падает с каждым днем, и приемы борьбы, которые они использует против всех, кого считают своими конкурентами, стареют вместе с ними.

Руслан Кулешов, кандидат культурологии
« Последнее редактирование: 29 Сентября 2016, 12:36:48 от Сергей-инструктор »
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67