Еще один «глюк» в понимании дхараны базируется на попытке подменить размышление о предмете концентрацией внимания на нем. Думание о чашке, как предлагают некоторые – не дхарана. Дхарана -это способность сконцентрироваться на решении задачи.
3.2 Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана.
Допустим вы решили о чем-то подумать, например о той же йога сутре, вы о ней думали, потом отвлеклись, потом вспомнили: «нет! у меня же дхарана» и вернулись к размышлению, потом снова отвлеклись и так много раз. Знакомое переживаниеJ. Но в какой-то момент может возникнуть состояние, когда вы настолько увлеклись некоторой темой, что больше ни о чем другом думать не можете. Сознание уже не надо возвращать к теме принудительно, оно захвачено размышлением. Вот это есть дхиана. Дхиана очень хорошо понимаема в состоянии творческого поиска, когда вы к теме возвращаетесь, возвращаетесь, а потом тема захватывает на столько, что все об одном, об одном. Не возможно ни отвлечься, не хочется ничего другого, не хочется ни есть ни спать - это дхиана. Очень хорошо состояния дхианы видны в состоянии мозгового штурма. Несколько человек сели обдумывать какую-то тему, увлеклись и они все время об этом говорят, это дхиана. Когда этот процесс становится естественным и сознание уже не нужно удерживать принудительно. Оно удерживается само по себе.
Есть комментарии, я не знаю кто их первый написал, но их потом передирают почти во всех книгах, по поводу того, что объект и субъект: когда объект и субъект рядом – это дхарана, когда они слились – это дхиана, когда они отождествились – это самадхи. Красиво нарисовано, никакого к реальности не имеет отношения. Да и вообще по сути это бессмыслица. Дхиана это состояние творческого экстаза, когда вы думаете только об одном, вы творите танец, книгу или еще что-то и ни о чем другом думать не хочется. Вот это дхиана. Но сразу это состояние не возникает, необходимо «накрутить» себя на это дхараной. Именно поэтому дхарана, дхиана, самадхи объединяются автором ЙС вместе, в единый пароцесс из трех ступеней, который называется самьяма Т.е. ты вначале концентрируешься принудительно, потом оно тобой овладевает и только потом наступает прозрение. Все – вы поняли. Вы увидели способ решения задачи, создали новый танец, рифму или бизнес схему. Разобрались в сути проблемы. Причем каждому кто занимался творчеством и был в такой ситуации известно - ощущение решения приходит сразу. Вспышкой. Как бы становится все сразу понятно, и в дальнейшем при интеллектуальном уточнении деталей вы как бы «обращаетесь» к этому пониманию. Иногда одно такое прозрение можно «доить» годами. Именно это состояние и есть самадхи. О чем и пишет Патанджали.
3.3 Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
Все, точка, пауза, аплодисменты. Никакого транса, никакой остановки дыхания, никакого выхода из тела. Самадхи это когда процесс познавания отражает только смысл предметов, суть. Ты думал, мучался, процесс шел, и потом ты понял: «так вот же оно как». При этом возникает не только понимание но и мощная эмоциональная реакция знакомая каждому, кто переживал такое состояние и описываемая в шлоке 1.17 . Но об этом в следующих постах
Дхарана, дхьяна, самадхи (Сафронов А.Г.)