МЕДИТАЦИЯ В ЙОГЕ
ПРОБЛЕМНОСТЬ ТЕРМИНА «МЕДИТАЦИЯ»
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Слово «медитация» является одним из брендов, который в массовом сознании неразрывно связан с йогой, духовными практиками и развитием человека. И это оправдано. Йога без психопрактик - не йога, ведь еще в Хатха - йога – прадипика сказано: «Все в хатха - йоге существует для раджа - йоги». Однако, что, собственно, следует считать медитацией? Ведь в санскрите такого слова нет, хотя современные индийские школы йоги его активно используют. Более того, при внимательном изучении вопроса становится понятным, что медитацией называют значительный список видов психической активности, которые крайне разнятся как по технике, так и по результатам. Наблюдается явное забалтывание этой темы. Поэтому актуальным становится вопрос о распутывании этого терминологического клубка и выделении групп аутентичных психопрактик йоги, которые хаотично перемешались в этом термине.
Слово «медитация» имеет латинское происхождение и восходит к термину мeditari - обдумывать. Известный философ и исследователь античных психопрактик Пьер Адо соотносит его также с греческим термином - забота, упражнение, поскольку в риторике оба этих слова служили для обозначения «подготовительных упражнений». Надо сказать, что в античной традиции существовал огромный пласт практик, направленных на «заботу о себе», среди которых были как техники, направленные на работу наедине с собой и этим напоминающие то, что сегодня мы бы назвали «медитацией», так и особые упражнения, которые необходимо было выполнять среди людей. Последние сейчас с легкой руки К. Кастанеды можно назвать «сталкингом»
В Европе термин «медитация» появился примерно в XII веке как особая монашеская практика, включающая обдумывание каждого слова писания. По сути, она очень напоминает джапу Пашу - пата - сутры. Позднее этот термин был популяризирован благодаря одноименной книге Декарта, описывающей особую философскую рефлексию автора. На этом этапе все перечисленное не имело от ношения к востоку и практикам йоги. Как обычно, путаницу внесли теософы. Быстрое и ажиотажное знакомство с культурой Востока потребовало соотнести практики разных культур, что и было несколько неаккуратно сделано теософами. Например, в своей работе «Ключ к теософии» Е. Блаватская пишет:
«Истинный экстаз определён Плотином как «освобождение ума от своего конечного сознания, его единение и отождествление с бесконечным». Это высшее состояние, говорит профессор Уайлдер, но оно не вечно и достигается лишь весьма и весьма немногими. В действительности оно тождественно состоянию, известному в Индии как самадхи. Последнее практикуется йогами, которые физически облегчают его достижение строгим воздержанием в еде и питье, а умственно - непрестанным старанием очистить и возвысить ум. Медитация - это безмолвная и неизреченная молитва, или, как говорил о ней Платон, «устремление души к божественному, не просьба о каком - то личном благе (в общепринятом значении молитвы), но обращение к самому Добру - к вселенскому Высшему Благу», частью которого мы являемся на земле, и из сущности которого все мы возникли. Поэтому, добавляет Платон, «оставайся безмолвным в присутствии божественных, пока они не снимут туманную пелену с твоих глаз, и благодаря исходящему от них свету, не дадут тебе возможность увидеть то, что действительно является благом, а не кажется тебе таковым».
Как мы видим, Блаватская в своей смелой манере широки ми мазками отождествляет экстаз Плотина, неизреченную молитву, безмолвие Платона, самадхи и медитацию. Хотя нет никаких основании считать эти состояния схожими. Более того, как мы помним из главы о самадхи, даже этот термин имеет массу различных значений и описывает очень разные по своей сути состояния. Думаю, специалист по античной философии не согласился бы и с тождественностью экстаза Плотина и безмолвия Платона. Но так или иначе, с этой работы Блаватской началась вся путаница. А ее герменевтическая стратегия оказалась общепринятой в массовой культуре, а именно по умолчанию считать все состояния, достигаемые при самых разных психотехниках, тождественными. Как следствие родились такие формулировки, как «практиковать медитацию», «исследовать медитацию», «результаты медитации». Эти формулировки не более информативны, чем «принимать лекарство», «назначать лекарство» без указания конкретно, о каком именно препарате идет речь. Более того, даже без знания о том , что лекарства бывают разными.
Аналогия с лекарством неслучайна. Многообразие психотехник йоги оправдано именно тем, что каждая из них, подобно лекарству, узконаправленно корректирует те или иные аспекты психики. Неудачно подобранная техника может нанести вред, о чем (в контексте дхараны) говорилось еще в Мокшадхарме:
«О, раджа, неудачное сосредоточение (дхарана) на недобром пути людей уносит, как в (открытое) море, сынок, корабль без кормчего (уносит течение)».
Попробуем разобраться, какие же классы психотехник существуют в индийской традиции и какие аутентичные термины им соответствуют. Впрочем, приведенная классификация вполне применима и к психотехникам других традиций. Оговорюсь: я не буду описывать конкретные медитативные практики, методы и ключи их выполнения. Это составило бы немыслимый объем текста. В этой книге моя задача состоит лишь в том, чтобы осуществить различение (вивека) принципиально разных по сути классов техник.