Интуитивистский этап
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
После пробужденного теософами интереса к Востоку на фоне появления все новых переводов классических текстов и научных исследований в сфере востоковедения все больше западных интеллектуалов начало интересоваться восточными практиками. Соответствующие мотивы можно встретить в творчестве Г. Гессе, Р. Ролана, С. Цвейга, Р. Эмерсона, Г. Торо, А. Белого, М. Волошина, Н. Гумилева, Д. Мережковского, И. Франко, Л. Украинки, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака и многих других. Идеями индийской философии вдохновлялись такие выдающиеся ученые, как Н. Тесла, Э. Шредингер, Р. Оппенгеймер, В. Паули. На стыке восточной и западной философии начинали творить такие мыслители, как Рене Генон, Юлиус Эвола и др. Яркий интерес к мистическому в тот период привел к появлению синтетических учений, подобных антропософии Рудольфа Штайнера. Алистер Кроули также вплел многие фрагменты йоги в свое учение. Несомненное влияние оказали идеи йоги на становление психоанализа, особенно его юнгианского направления. Впрочем, 3. Фрейд, в своем труде, «По ту сторону принципа удовольствия» пересказывает для пояснения своих мыслей (хотя и очень приблизительно) один из сюжетов Брихадараньяка - упанишады. Позднее влияние индийской мысли очевидно бросается в глаза в творчестве Э. Фромма, В. Райха, Ф. Перлза.
Деятельность Уильяма Аткинсона, более известного под псевдонимом Йог Рамачарака, и подобных ему популяризаторов привела к широкому распространению оздоровительных практик с восточным уклоном. Параллельно на стыке европейского эзотеризма и йоги возникает идея о возможности использования упражнений йоги для усиления психических способностей. Наиболее ярко она была представлена в книге французского оккультиста Поля Седира «Индийский факиризм, или Практическая школа упражнений для развития психических способностей».
Список можно было бы продолжать, однако во всех этих примерах (как и не названных) есть нечто общее. Хотя мыслители достаточно разного уровня обращались к духовному наследию Востока и йоге, их представления о предмете было весьма размытыми. Духовные взгляды и практики Индии скорее домысливались на основании своих взглядов и переживаний, собственного духовного опыта. Часто на оригинальные взгляды проецировались актуальные для общества или конкретного мыслителя темы. К этому приводил недостаток системного подхода (а иногда и количества доступных первоисточников). В трудах мыслителей этого периода часто встречаются вырванные из контекста цитаты, ошибочное понимание сути техник и т.д. Вместе с тем, в силу наличия духовного опыта, часто давалось очень оригинальное прочтение классических идей, позволявшее стряхнуть вековую пыль со старых практик, сделать их вновь прикладными.