Автор Тема: Направления йоги на обочине мейнстрима  (Прочитано 491 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Направления йоги на обочине мейнстрима
« Ответ #1 : 20 Июня 2022, 16:00:31 »
НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ НА ОБОЧИНЕ МЕЙНСТРИМА

Описанные выше этапы сформировали достаточно сложную картину йоги. Ведь йога каждого из предшествующих этапов не исчезала, а продолжает занимать свое место в культуре. Однако выше я перечислил лишь этапы так называемого мейнстрима, тогда как существовало множество ответвлений, также породивших свое образные фрагменты мировой йоги. Некоторые из этих фрагментов могут оказаться интересными опытному искателю, некоторые являются лишь тупиками или ширмами для подлинной (или хотя бы результативной) йоги. Начну со второго пункта, просто для того, чтобы не заканчивать раздел на неприятном. Авторство терминов принадлежит мне.
1. Орелигиозненная йога - это «йога» индийских «Баба», в ашрамы которых иногда попадают искатели духовности. Характерные черты — общие разговоры на высокие темы, слабое знание традиционной индийской мысли, плохая хатха, экзальтация в глазах, антураж: монашеские одежды, четки, значки. Хотя такие ашрамы часто заманивают людей курсами йоги, это, пожалуй, самое тупиковое и далекое от йоги направление. Впрочем, сами последователи это редко осознают. Особо забавными кажутся «болливудские гуру» - люди с явно искусственно созданным имиджем, нацеленным на определенную целевую группу последователей, в отфотошопленных образах и сверхбанальных учениях которых можно увидеть все стереотипы индийского кино.
2. Йога индийских садху. Мне доводилось сталкиваться с раз личными «ушедшими от мира» садху: в Варанаси, Ришикеше, Ганготри , Кедарнатхе, долине Катманду, долине Спити и других местах. Некоторые из них жили в пещерах на берегу Ганги. Особенно забавно смотрится, когда пещера вырыта прямо на набережной Варанаси и оборудована интернетом. Многие из садху - религиозные люди или просто бездомные, носящие оранжевую одежду с целью получения подаяния. Но многие практиковали йогу (включая хатху) и даже официально заявляли, что именно с этой целью удалились от мира. Однако наше общение и мое наблюдение за ними привело меня к мысли, что репертуар и проработанность используемых такими людьми техник довольно слаб. Асаны делаются без понимания основных ключей, философские идеи воспринимаются очень буквально. И хотя некоторые претендуют на то, чтобы давать наставления западным ученикам, мне представляется это сомнительной затеей.
3. Нео - индийская отраженная йога. Как мы уже видели на многих примерах, многие идеи современной йоги - продукт западной культуры. Однако они хорошо прижились на индийской земле. Попав в ориентированную на западных туристов «классическую школу, вы услышите именно то, что ожидаете: про абсолют, энергию, чистку чакр и т.д. Причем эти термины будут произноситься на английском, ведь их аутентичных аналогов часто нет или они существенно сложнее. Знакомство с классикой йоги часто ограничивается Хатха йога - прадипикой и Гхеранда - самхитой. Вместе с тем, в таких школах может быть вполне приемлемая хатха, напоминающая оздорови тельную гимнастику, которой она и является. И все же тем, кто едет в Индию «подучиться йоге», я бы рекомендовал ориентироваться на известные школы, восходящие к известным Мастерам. Таковые есть в Майсоре - ответвления от аштанга - йоги Паттабхи - Джойса и даже Кришнамачарьи, в Ченнае, Дели (представлены многие школы, но особенно Дхирендры Брахмачари), Ришикеше (ответвления от Школы Шивананды и не только). Йога при отелях и в большинстве маленьких студий, как и в фитнес - клубах, редко бывает качественной.
4. Массово - физкультурная йога. В Индии популярно и продолжает активно продвигаться физкультурное движение, чем - то напоминающее таковое в 30 - е годы в Советском Союзе. Причем в рамках хиндутвы, упражнения для гимнастики берутся из йоги. В результате возникает йога в школах, армии, масштабное выполнение спортивно - йоговских асан на стадионах и площадях и т.д. Для этой цели существуют институты и общественные организации, которые создают методички по технике выполнения упражнений. Иногда подобные проекты встречаются и в других странах. Однако в целом предлагаемая ими йога крайне упрощена, не ориентирована на реальное развитие конкретного индивида и его специфические потребности. Любая физическая нагрузка в рамках западных систем под руководством профессионального тренера будет эффективнее. Духовная составляющая в таких системах, если она и есть, - еще более примитивна.
5. Политическая йога - проект, продвигаемый индийским правительством с целью повышения влияния Индии в мире.
6. Спортивная йога - с соревнованиями, конкурсами и т.д. Без комментариев.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67