Со времен, когда йога впервые начала практиковаться в Европе, не умолкают споры: «Что такое йога?». Является ли она исключительно индийским изобретением или пронизывает разные мировые традиции? Передается она в каноническом виде, из поколения в поколение, без изменений или динамически развивающаяся система? Религия ли йога? И вообще, что она может дать современному человеку?
Если проследить историю формирования йоги от доисторических цивилизаций, то сможем обнаружить арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала…Если сравнить практики различных современных эзотерических и оздоровительных систем, то невозможно не заметить множество аналогий. Все это указывает на то, что йога, какую мы ее знаем, возникла, скорей всего, в результате систематизации опыта, навыков и умений, собранных в различных традициях народов мира. Поэтому не может никак иначе восприниматься, чем как бесценное наследие и достояние человечества в целом.
В 3 столетии до н.э. великий индийский мудрец Патанжали систематизировал известные эзотерические техники и изложил их в своем труде «Йога-сутра».
Эту систему сейчас называют "Классической восьмиступенчатой йогой Патанжали" (ашта - восемь, анга - часть.
Само слово йога с санскрита переводится как «тернистый путь» (йо - ерш, еж; га - дорога, путь).
В своем труде Патанжали отобразил методы развития человека ставшего на путь йогина в виде 8 частей, которые в принципе практикуются одновременно.
1) ЯМА -- это принципы гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
2) НИЯМА -- система очистительных и терапевтических процедур, направленных на поддержание физического здоровья
3) АСАНЫ -- комплекс различных упражнений для гармонизации физиологических и энергетических процессов внутри тела.
4) ПРАНАЙЯМЫ -- дыхательные упражнения для подпитки тела и управлении праной.
Эти четыре ступени составляют, так называемую ХАТХА -- ЙОГУ.
Следующие четыре ступени -- РАДЖА -- ЙОГА -- работа с психикой и сознанием.
Сюда входят:
5) ПРАТЬЯХАРА -- контроль органов чувств.
6) ДХАРАНА -- удержание сознания в устойчивом состоянии.
7) ДХИАНА -- глубокое погружение в тему над которой идет размышление.
САМАДХИ -- инсайт, понимание, получение ответа на вопрос над которым размышляли.
Эти 4-е есть ступени освоения медитаций, предназначенных для осознанного управления своим психоэмоциональным состоянием и сознанием.
Достижение успеха в практике 8-й ступени -- это не конечная точка развития, как часто описывается в различной литературе, но регулярная практика поиска ответов на волнующие жизненные вопросы.
Собственно говоря,эти восем ступеней- есть подготовка своего тела как очень точного инструмента для дальнейшего самостоятельного творения себя таким каким вы хотите себя видеть.