Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования?
Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше: да, постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основные ее принципы и характеристики, оставались неизменными:
■ Йога-не религия. Жизнь «здесь-и-сейчас» для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Система учит человека стать «взрослым», добиваться всего желаемого своими усилиями, а не быть инфантильным, к чему ведет вера.
■ Йога — не практика аскетизма. Для того, чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.
■ Йога - не философия, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике.
■ Йога — не этическая система. Любая этическая система, порождена в конечном, религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т. д. В йоге есть правила (например- «Ямы»), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких уровнях правила вообще уходят, оставляя место только принципам. Именно постижение этих принципов и является основной познавательной задачей Йоги.
Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика