Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе иссле¬дований. На основании анализа описаний пациен¬тов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыха¬тельных методов (ребефин-га, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами. Согласно теории базовых пренатальных матриц, одно из самых сильных потрясе¬ний, которое вынужден ис¬пытывать каждый человек, — это переживание собствен¬ного рождения. Действи¬тельно, представьте себе ребенка, который пребыва¬ет в теплых, ласковых водах материнской утробы, без труда получая все необходи¬мые ему жизненные компо¬ненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удо¬бен. Внезапно стенки этого уютного мира начинают сдавливать его, мир стано¬вится агрессивным и враж¬дебным, стремится — и это инстинктивно ощущает ребенок — отторгнуть, унич¬тожить его. Затем наступает следующий этап активной борьбы за выживание — ре¬бенок пытается прорваться через узкий пульсирующий проход, пройдя который, испытывает очередной, пос¬ледний шок от встречи с
Большим Миром, с его яр¬ким светом, громкими зву¬ками, резкими запахами и температурными перемена¬ми. Каждый из четырех описанных этапов запечат¬левается в психике ребенка как первичный опыт суще¬ствования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецирует¬ся на все последующие со-бытия в жизни человека и, прежде всего, на его отно¬шение к самой жизни.
Каждая базовая прена-тальная матрица (БМП) свя¬зана, согласно С. Гроффу, с определенным набором ми¬стических состояний.
Так, БМП-1 проявляет¬ся в виде переживания кос¬мического единства (мир, спокойствие, радость, без¬мятежность и блаженство), особое чувство сокровенно¬сти, переживание чистого бытия и т.д.
"Любящий Бога отожде¬ствляется с Богом. Это — высший пункт, предел и ве¬нец преодоления своей само¬сти, торжество над чело¬вечностью, но в то же вре¬мя и высшее самоутвержде¬ние. Душа и перестает быть сама собою, и вместе с тем остается тожде¬ственной самой себе. Про¬цесс этот не может быть уподоблен смерти и воскре¬сению, возрождению к новой жизни на высшей ступени; теоретики мистического богословия подчеркивают его сплошную непрерыв¬ность: он состоит в разви¬тии присущего душе боже¬ственного начала до такой степени, что оно вытесня¬ет в личности все осталь¬ное — и личность, остава¬ясь личностью, перестает быть человеческой личнос¬тью, как утренний свет, постепенно разгораясь, не перестает быть светом, но перестает быть утренним светом " (М. Экхард).
БМП-2 связана с состо¬янием космического погло¬щения, ощущением безвы¬ходности и бессмысленно¬сти существования, страда¬ния и обреченности. Знаме¬нитые Четыре Встречи Буд¬ды и последовавшие за ними прозрения являются
в рамках данной теории порождением именно этой матрицы.
"...очищенный, просвет¬ленный дух погружается в божественную тьму, в мол¬чание и- в непостижимое и невыразимое единение; и в погружении этом утрачива¬ет все схожее и несхожее, и в бездне этой теряет дух сам себя и ничего более не знает ни о Боге, ни о себе самом, ни о схожем, ни о не-схожем, ни о ничто; ибо отныне погрузился он в Бо¬жественную единость и ут¬ратил все различения " (Иоганн Таулер).
БМП-3 дает пережива¬ния титанической борьбы, в том числе глобальных мас¬штабов. Другой метафорой состояний, связанных с этой матрицей, является "вулканический экстаз".
"От этих сладострас¬тии рождается духовное опьянение. Духовное опьяне¬ние происходит, когда чело¬век испытывает больше ус¬лаждений и увеселений, чем его сердце или его желание могли бы пожелать или вме¬стить. Духовное опьянение дает рождение в человеке странным привычкам. Оно заставляет одних петь хва¬лы Богу вследствие преиз¬бытка радости, а других плакать великими слезами от полноты сердца. Оно по¬рождает в одном нетерпе¬ние во всех его членах, так что он бегает, прыгает, то¬пает, другого возбуждает до того, что он начинает про¬изводить телодвижения и рукоплескать. Один кричит громким голосом и тем вы¬ражает полноту, которую он испытывает внутри; дру¬гой принужден молчать и таять от наслаждения во всех своих чувствах. Време¬нами ему кажется, что весь мир испытывает то же, что он, в других случаях он воображает, что никто не вкушает того, что выпало ему <...>; порою он вообра¬жает, что Бог принадле¬жит весь ему одному и ни¬кому другому в той мере, как ему; в других случаях он спрашивает себя с удивлени¬ем, что такое эти наслаж¬дения, откуда они исходят
и что с ним сталось. Это — жизнь наиболее сладострас¬тная (с точки зрения теле¬сных чувств), какой человек может достичь на земле. В известные мгновения это сладострастие становится таким огромным, что чело¬век воображает, что его сер¬дце сейчас разорвется (Рейс-брук, "Песнь опьянения").