«Осевое время» телесности как способа достижения мистических переживаний в эзотерических традициях Востока и Запада в 12-14 веках н.э.
В период с 12 по 14 века эзотерические системы в разных регионах Европы и Азии обогатили свои мистические практики набором телесно-ориентированных техник. Необходимо сказать, что «ищущие» люди постоянно экспериментировали с телом и до этого времени, но именно в этот период появляются личности, которые канонизируют и систематизируют накопленные телелесно-ориентированные знания. Психосоматизация духовных практик становится «ноу-хау» этого времени. С этого периода углубленная работа с телом становится визитной карточкой эзотерики. Мы уже не можем представить себе йогу без асан, пранаям и бандх. Суфизм мы не можем себе представить без вращений и зикров, а исихазм - без психосоматической «умной молитвы». Интересно то, что этот переход произошел практически одновременно в разных традициях. Так, в йоге в период с 13го по 14й век появляются два текста – Даттатреяйогашастра и Горакшасатака. В них представлены асаны (положеня тела) и различные «замки тела» (бандхи) и техники управления дыханием (пранаямы и кумбхаки). Примерно в то же время на территории современной Турции, в г. Конья, Руми создает орден Мевлеви, который привносит свое «ноу-хау» в Суфизм – кружения и ритмичное дыхание, с помощью которого дервиш выходит из тела для соединения с богом. Греки в лице Никифора Исихаста (Италия), Григория Паламы и Григория Синаита (Греция, «святая гора Афон») описывают целый перечень психосоматических техник, систематизируют практики исихастов и популяризируют их как метод «отрезвления души». В это время (вторая половина 13го века, Испания) каббалист Авраам Абулафия разрабатывает сложную систему практик, в которой значимую роль играет мистическая физиология – движения тела и контроль дыхания.
До этого периода эзотерические учения не использовали практики, связанные с телом, с такой точностью. Как правило, вектор внимания практикующих был направлен вовне, к Богу. Тело человека играло незначительную роль в духовных поисках. Более того, если физиология и затрагивалась, то больше как некоторая преграда на пути к Богу. В течение долгого времени - за некоторыми исключениями - тело всячески порабощалось, предавалось в жертву аскезе. Но именно в указанный период появляется идея о вовлечении тела в процесс «обожения» [1]. От Индии и до Испании, практически одновременно эзотерики начинают задействовать дыхательные и телесные упражнения для получения мистических прозрений. В этот период в мистической физиологии выделяются три составляющие:
1) рекомендованные положения тела. В исихазме это были «позы для молитвы». Интересно, что до 13го века считалось, что молитва должна осуществляться стоя, поэтому вводимые Никифором, Григорием Синаитом новшества – молитвенная поза сидя – были весьма радикальны. В йоге Горакшасатака (самый ранний текст, приписываемый линии Горакшанатха – 13-14 век) представляет две канонические асаны и три бандхи. Абулафия вводит три движения «Шин». Руми представляет «сева» - динамическое упражнение, выполняемое стоя на левой ноге, при котором дервиш вращается вокруг своей оси.
2) управление дыханием. «Горакшасатака» знакомит нас с четырьмя видами контроля дыхания: Сурья, Уджайи, Ситали и Бхастри Кумбхаками. Исихасты дают менее подробные объяснения; тем не менее, они сходятся на том, что дыхание должно замедляться, и дают указания о том, какую часть Иисусовой молитвы необходимо произносить на вдохе, а какую - на выдохе. Этот прием используют и «вращающиеся дервиши». Абрахам Абулафия вводит методику «Полного дыхания» с задействованием живота, диафрагмы и ключиц с четким ритмом – 18ть подходов в минуту.
3) концентрация на определенных частях тела. Псевдо-Симеон говорит, что практикующему необходимо упереться бородой в грудь и направить взгляд в «середину чрева, то есть пуп» [2]. Он же, Никифор и оба Григория также рекомендуют обратить свой ум к поиску «сердечного места». Горакшасатака дает детализированное описание множества мест, куда йогин должен направить свое внимание в ходе практики поднятия Кундалини. Абулафи упоминает голову и сердце. Дервиши Мевлеви направляют свой взгляд на левую руку, а ощущения концентрируют в зоне сердца.
Таким образом, в данный период появляется новая, сложная система практик, основанная на использовании тела как сложного инструмента для влияния на психику. Это время стало значимым этапом для мировой эзотерики, так как:
1) начиная с этого периода, благодаря унифицированной системе телесных практик, большее количество практикующих получило возможность, используя специфические физические упражнения, соприкоснуться с Высшим;
2) до этого периода внутрипсихические процессы проходили внутри мистика и внешне никак не выделяли его из массы. Физические упражнения (асаны, кружения, нестандартные дыхательные техники) стали внешним атрибутом принадлежности к той или иной традиции, а также давали обывателю представление, хотя и довольно косвенное, о сути практики;
3) внешние физические упражнения стали символами идентификации мистических сообществ. Это послужило формированию более «плотных» связей внутри общин и массовой популяризации этих общин среди населения [3].
4) внешне понятные физические упражнения помогли эзотерическим системам скрыть и замаскировать более сложные мистические практики, которые, как правило, не афишировались;
5) физические упражнения сделали эзотерику более понятной большему количеству людей, так как язык тела понятен больше, чем устные наставления. С другой стороны, не все практикующие были носителями «духовного потока», но через повторение физических упражнений за теми, кто им обладал, имели больший шанс достижения мистических переживаний;
6) в этот период возрастает роль Наставника, не всегда верховного учителя, для начинающих в мистических практиках;
7) впервые мистические практики были системно описаны в текстах и таким образом стали открыты большему количеству людей.
Мы можем говорить об этом периоде (12-14 века), как об «Осевом времени» телесности в эзотерике (Achsenzeit), в котором зародились традиции в том виде, какими мы их знаем сегодня.