Автор Тема: Научный этап в Йоге  (Прочитано 468 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Научный этап в Йоге
« Ответ #1 : 19 Июня 2022, 11:13:57 »
НАУЧНЫЙ ЭТАП В ЙОГЕ

Научный этап в развитии йоги на западе начался сравнительно недавно - буквально 20-30 лет назад, хотя многие серьезные исследования были опубликованы существенно раньше, а претензии на научное изучение хатха - йоги выдвигались уже в первой половине XX века. Однако такие проекты носили или эпизодический, слишком тенденциозный характер. Одним из первых серьеных исследований можно считать вышедшую в Германии книгу Д. Эберта «Физиологические аспекты йоги» (1986). Далее медицинское направление в исследовании йоги медленно, но неуклонно развивается.
Параллельно сформировалось и другое культурно - историческое и текстологическое направление, рассматривающее йогу, как развивающееся и трансформирующееся учение.  Среди пионеров этого направления следует назвать таких уже признанных сегодняшний день ученых, как Доминик и Дагмар Вуястик, Дж . Маллинсон, Д. Бирч, Ф. Маас, Р. Торелла, М. Анго, Г. Бюнеманн, Э. де Микелис, М. Синглтон, К. Байер, С. Ньюкомб, Ж. Харгривз, Х. Урбан, Л. Пуустинен, М. Раутаньеми, С. Боркатаки - Варма, Кара В. Эрнст, Х. Крамер, Кнут А. Якобсен, У. Симс - Уильямс, Ф. Деслиппи, Р. Чижиковский, Сет Пауэлл и другие. В рамках их исследований был поставлен широкий ряд вопросов об эволюции йоги и ее практик, взаимовлияния йоги и других духовных систем, эстетики йоги. Были найдены, переведены и введены в научный оборот множество текстов.
Вероятно, одним из самых главных достижений этого этапа является возвращение духовной составляющей йоги, а также снятие с йоги флера избыточной мистичности и таинственности, накладываемых западной культурой, и ощущения застывания и каноничности, которое приписывается ей индийскими специалистами. Важным аспектом является также пересмотр терминологического аппарата, который сложился еще на теософском этапе и очень устарел. Параллельно с йогой ведутся активные научные исследования в сфере тантры, которые избавляют это учение в глазах общественности как от нездорового флера, так и от сознательного игнорирования ее сексуальных аспектов, обусловленного ханжеской моралью. В этой сфере следует отметить труды Беттины Беймер, Марка Дичковского, Раффаэля Торелла.
Более спокойное отношение сформировалось к авторским школам ХХ века, которые поначалу казались единственным и непререкаемым источником знаний о «настоящей» йоге, однако были подвергнуты тщательному критическому анализу, который показал массу заимствований из европейской физической культуры (М. Синглтон). С другой стороны, было открыто множество более ранних текстов хатха - йоги, разворачивающих множество забытых нюансов и практик этого учения. Здесь следует особо отметить проекты SOAS, а также деятельность Дж. Бирча, Д. Маллинсона и М. Синглтона.
Хотя подавляющее большинство исследователей йоги являются также и серьезными йога - практиками, обратное неверно. О существовании серьезных исследований в этой сфере большинство рядовых инструкторов даже не слышало. Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к популяризации научных взглядов на йогу посредством семинаров, ориентированных на массовую публику. и интерес к таким проектам все возрастает, хотя в масштабе мировой йоги он пока мал.
Некоторое отторжение научного понимания йоги, которое я заметил среди постуральных и Нью - эйджерских инструкторов, обусловлено высокими интеллектуальными стандартами, задаваемыми научной культурой. Становится немыслимо рассуждать о классических текстах, не прочитав их в оригинале, что требует знания санскрита. А также опираться на «канон не понимая его культурно - исторического контекста.
В последние годы наметилась еще одна важная тенденция как в изучении, так и в развитии йоги - ее синтез с серьезной западной эзотерикой. В практическом смысле это возвращение в обиход греческих и римских психопрактик, интерес к трансформирующим системам типа стоицизма, герметизма, гностицизма. В теоретическом -- сравнительное изучение глубинного мистического опыта, лежащего в основе различных систем, взаимовлияние восточного и западного эзотеризма как на раннем этапе, так и в настоящее время. Именно эта тенденция кажется мне следующим шагом в развитии современной йоги.

«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67