Наконец, под термином "харизматические культы" принято понимать религи¬озные группы, сплотивши¬еся вокруг харизматическо¬го лидера и существующие преимущественно за счет его личного авторитета. Со¬гласно М. Веберу, который собственно и ввел в обиход данное понятие, харизмати¬ческий культ является на¬чальной фазой формирова¬ния любой современной ре¬лигии. В процессе дальней¬шего развития харизмати¬ческие связи заменяются административно-финансо¬выми. Этот процесс Вебер назвал "рутинизацией". Со¬временное харизматическое движение берет свое нача¬ло от группы последовате¬лей методистского пастора Ч.Ф. Пэрхэма (1873-1929), одна из последовательниц которого начала говорить "на иных языках", после чего этот дар появился и у других членов этой религи¬озной группы. Вместе с тем, как в истории христи¬анства, так и в истории дру¬гих религий, встречается множество описаний по¬добных состояний.
Пророчицу Хильдегард (1098-1179) посещали виде¬ния, и она говорила "на иных языках".
В. Феррер (1350-1419), доминиканский монах, имел дар говорения на иных языках и его понимали гре¬ки, немцы и венгры.
Св. Франсисе Ксавье (1506-1552) также обладал этим необыкновенным да¬ром и мог проповедовать жи¬телям Индии, Китая и Япо¬нии на их родных языках, хотя никогда не изучал их.
Пророки из Севенны (1685-1700) во время гоне¬ний римской инквизиции получили дар пророчества. Причем многие из них были детьми. Они обычно впада¬ли в экстаз и произносили слова, которые, по их мне-нию, были вдохновлены Святым Духом. Чаще всего они пророчествовали о вто¬ром пришествии Иисуса. По имеющимся сведениям, некоторые из них говорили на иврите и на латыни, хотя никогда не изучали этих языков. Так же, как и древ¬ние монтанисты, они пред¬сказывали скорое прише¬ствие Господа и установле¬ние Его Царства на земле. Они утверждали, что нис¬шедшие на них духовные дары были признаком ско¬рого пришествия Иисуса.
Квакеры, основателем которых был Дж. Фоке (1624-1691), верили, что Святой Дух открывается че-рез пророков. Имеются све¬дения, что среди них также практиковалось говорение на разных языках.
Э. Ирвинг (1792-1834), служитель пресвитерианс¬кой церкви в Шотландии, стал основоположником ир-вингитов — группы людей, говоривших в экстазе на не¬известных языках.
Шейкеры (трясуны), аме¬риканская секта, лидер ко¬торой — "мать" Эн Ли (1736-1784), были наделены даром говорения на иных языках, проявление которо¬го иногда сопровождалось неописуемой радостью и пританцовыванием.
Интерес к харизматичес¬ким системам в рамках дан¬ного исследования обуслов¬лен тем, что, как уже было отмечено, основой суще¬ствования таких систем яв¬ляется достижение их пос¬ледователями различных ИСС. Действительно, ана¬лиз большой группы хариз¬матических систем позво¬лил автору выявить общие видовые признаки:
1. Наличие у последова¬телей системы особых изме¬ненных состояний сознания, которые характеризуются как "нисхождение Святого Духа", "контакт с богом", "явление духов" и т. д.
2. Вера последователей системы в появление у них сверхъестественных способ¬ностей (в христианской ха¬ризматической традиции — «святых даров»), особенно если указанные способности связаны с упомянутыми ми¬стическими состояниями и проявляются только во вре¬мя культовых практик или в группе единомышленников.
3. Наличие харизмати¬ческого мифа — мифа об окружающем мире, в кото¬ром живут последователи данной системы. В харизма¬тической религии миф не является описанием собы¬тий, произошедших "в три¬девятом царстве тридесятом государстве". Напротив, член харизматической об¬щины сам становится учас¬тником напряженно разво¬рачивающегося мифа. Ми-фологизм харизматического мышления можно отследить по таким признакам: интер¬претация определенных со¬бытий в соответствии с ми¬фологемой, соотнесение себя и окружающих людей с мифологическими персо¬нажами (12 "апостолов" Бе-лого братства).
4. Самоощущение из¬бранности, присущее адеп¬там подобных учений.
5. Эффект передачи от¬ветственности, проявляю¬щийся в перекладывании своих повседневных про¬блем на сверхъестественных покровителей.
6. Наличие особых тех¬ник "общения" со сверхъе¬стественными силами.
Легко заметить, что ана¬логичные феномены суще¬ствуют и в других системах, причем не только тех, ко¬торые относят себя к хариз-матам, но и даже тех, ко¬торые не являются сугубо религиозными. Например, участники семинаров Золо-това отмечали появление у себя во время семинара различных экстрасенсор¬ных способностей, которые исчезали после его оконча¬ния. Подобные эффекты наблюдаются и во многих оккультно-технократичес-ких системах.
Таким образом, термин "харизматические системы" можно применить не толь¬ко к небольшой группе нео¬христианских общин, но и к значительному числу дру¬гих религиозных систем. Более того, далеко не все¬гда системы, к которым можно отнести термин "ха¬ризматические", строго от¬вечают понятию "религия".