Автор Тема: Андрей Сафронов "Мистика и мистический опыт"  (Прочитано 5751 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Желание вытеснить ми¬стический опыт из сферы
научного знания прекрасно иллюстрирует высказывание Шопенгауэра: "Мистик про-тивоположен философу тем, что он исходит изнутри, фи¬лософ же — извне. Мистик отправляется из своего внут¬реннего, позитивного, инди¬видуального опыта, в кото¬ром он обнаруживает себя вечной, единой сущностью и т.д. Однако сообщить он мо¬жет лишь свои убеждения, и ему приходится верить на слово; следовательно, убе¬дить он не может. Напротив, философ исходит из общего всем, из объективного, дос¬тупного всем явления и из фактов самосознания, прису¬щих каждому." Приведенная цитата иллюстрирует неадек¬ватное понимание опыта ИСС и его последствий, ха-рактерное для западной ин¬теллектуальной традиции, состоящее в непонимании наличия личностных по¬следствий такого опыта.
Любопытно, что насто¬роженное отношение к ми¬стическому опыту про¬сматривается не только в европейской, но даже в ин¬дийской интеллектуальной традиции. Так "...в Индии, где йогический гносис (джняна) зачастую рас¬сматривался как высшая форма познания, ссылки на йогический трансперсо¬нальный опыт в ходе фи¬лософского диспута запре¬щались по причине как его несообщаемости, так и возможности различных интерпретаций в терминах и доктринах любой из дис¬кутирующих школ".
Измененные состояния созна¬ния в полифазных обществах
Однако опыт европейс¬кой культуры в отношении к измененным состояниям сознания не является един¬ственно возможным. Иные методы интеграции опыта ИСС используют общества, опирающиеся на представ¬ление о множественности реальностей, переживаемых отдельными или всеми чле¬нами данного общества, т.е являющиеся полифазными. Исследования значительно¬го количества различных культур показали, что боль¬шинство культур не только признавали допустимыми состояния сознания, отлич¬ные от "обычного", но и институализировали подоб¬ные состояния.
Важную роль играет также технология интер¬претации опыта, получен¬ного в ИСС в приложении к обыденной жизни. Это достигалось через формиро¬вание системы символов, обозначающих такой опыт. К таким символам можно отнести выполнение в обычной реальности дей¬ствий, имеющих аналоги в иных реальностях.
Недостаточное внима¬ние к данной функции символизма часто приво¬дило к непониманию не-которых довольно распро¬страненных культурных феноменов. К примеру, часто задается вопрос: дей-ствительно ли филиппин¬ский хиллер верит в силу своего лечения, зная, что это — просто ловкость рук? Этот кажущийся парадокс исчезает, если осознать, что происходящее являет¬ся терапевтической поста-новкой, которая зримо ил¬люстрирует присутствую¬щим происходящее в маги¬ческой реальности. "Из-влечение" предметов из тела больного, за которое так остро подвергались критике хиллеры, лишь символ. В традиционных анимистических культурах
любой человек понимает, что предмет был в руке хиллера и до лечения, но на него перешла духовная субстанция болезни. За¬падный же человек хотел бы верить, что хиллер уст¬раняет материальный эк¬вивалент болезни и кусо¬чек ткани в его руке и есть та самая опухоль.

Измененные состояния созна¬ния в современной Культуре
Нереализуемая в рамках традиционных обществен¬ных институтов, присущих европейской культуре, по¬требность в достижении ИСС традиционно находит свой выход в нерелигиоз¬ных формах достижения ИСС, таких, как алкого¬лизм, употребление нарко¬тиков, психоделическая му¬зыка. Современное обще¬ство переживает муки ду¬ховной трансформации — от фактического отрицания трансперсонального опыта (включая как ритуалы и тех¬ники, к нему приводящие, так и герменевтические си¬стемы, выявляющие его значение) до беспорядочно¬го опробования каждого возможного способа дости¬жения такого опыта, от пси¬ходеликов до новейших психотехник.
Не в малой степени спо-соб^ствует этому и глобали¬зация современного мира, которая приводит к тому, что для европейской куль¬туры становится доступным психоделический опыт иных культур, как перво¬бытных, так и традицион¬ных культур Востока. Же¬лание "опробовать" трансовый опыт таких культур вне самой культур¬ной традиции, его породив¬шей, приводит к появле¬нию широкого спектра необычных духовно-рели¬гиозных течений, всплеск численности которых при¬шелся на 60-70-е годы на Западе и 80-е — в про¬странстве бывшего СССР.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei

Вместе с тем происходит изменение отношения са¬мой культуры к таким со¬стояниям и даже постепен¬ная институализация (воп¬реки европейской тради¬ции) многих из них. Так, первая попытка институа-лизации второго (кроме бодрствующего) состояния сознания была произведена в психоаналитической тра¬диции, которая, как извес¬тно, уделяла большую роль техникам анализа сновиде-ний. Фактически для чело¬века психоаналитической культуры (а таковым мож¬но считать любого образо-ванного западного челове¬ка) реальность сновидения, отражающая его истинное состояние, является не ме-нее значимой, чем "обыч¬ное" состояние. Более того, обычное состояние наделя¬ется некоторыми элемента¬ми иллюзорности, посколь¬ку в этом состоянии чело¬век является оторванным от своей бессознательной сфе¬ры посредством защитных механизмов. Однако данная попытка осталась только в слое элитарной культуры, так как элитарной системой являлся сам психоанализ.
Другой попыткой явля¬ется создание в рамках мас¬совой культуры специфи¬ческой "психоделической" субкультуры, включающей в себя как клубную культуру, культуру употребления нар-котиков ("легалайз"), соот¬ветствующую музыку и ки¬нематограф, так и религи¬озные традиции типа раста-манства. Данная субкульту¬ра соотносится с основной культурой, как карнаваль¬ная культура с традицион-ной культурой средневеко¬вья, поскольку дает быст¬рый выход накапливающе¬муся вследствие культурных ограничений напряжению.
Появляются также но¬вые формы религиозных организаций, которые, в отличие от традиционных, религий, используют в сво¬ей религиозной деятельно¬сти опыт ИСС. К таким ре¬лигиозным организациям
можно отнести т.н. харизма¬тические системы. Подоб¬ные системы характеризу¬ются проявлением у их пос¬ледователей особых психо¬логических или мистичес¬ких состояний, которые они именуют "нисхождением святого духа", "контактом с богом", "явлением духов" и т.д. Находясь в подобных состояниях, адепты чувству¬ют появление у них сверхъестественных способ¬ностей (в христианской ха-ризматической традиции — "святых даров"), которые проявляются только во вре¬мя культовых практик или в группе единомышленни¬ков, т.е. являются типичны¬ми индуцированными ИСС. В последнее время в за-падной культуре делаются попытки институализации ИСС в рамках специфичес¬ких психологических тре-нингов, прежде всего в си¬стеме трансперсональной психологии и психоанали¬за. В культурном аспекте это проявляется в появле¬нии различных форм пси¬ходелического искусства, основанных или на приве¬дении потребителя объекта искусства в измененное со¬стояние сознания, или на демонстрации тех или иных явлений реальности в прин¬ципиально ином феномено¬логическом ключе.
Групповые npakmuku достиже¬ния измененных состояний сознания. Харизматические
системы Несмотря на неинститу-ализированность опыта ИСС в современной запад¬ной культуре все же суще¬ствуют религиозные систе¬мы, последователи которых практикуют их достижение. Речь идет о так называемых харизматических религиях.
Термин "харизма" (греч. charisma — дар) является од¬ним из самых многознач¬ных научных и религиозных терминов. Изначально в христианской теологии он
обозначает особые дары святого духа, излитые им во время праздника пятидесят¬ницы на апостолов в Иеру¬салимском храме. В даль¬нейшем данный термин пе¬решел в социологию и пси¬хологию, как обозначение особой способности челове¬ка влиять на поведение дру¬гих людей. В религиозной практике под термином "харизматическое движе¬ние" понимают класс хри¬стианских систем, последо¬ватели которых считают, что харизма может изливаться на людей и в настоящее вре¬мя при общении со Святым Духом, выражаясь в форме Божьих даров, таких как "говорение на иных язы¬ках", возможности исцеле¬ния, толкования святых тек¬стов, пророчества и т.д. Из этих верований возникли и сами названия соответству-ющих групп — пятидесят¬ники и харизматы.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Наконец, под термином "харизматические культы" принято понимать религи¬озные группы, сплотивши¬еся вокруг харизматическо¬го лидера и существующие преимущественно за счет его личного авторитета. Со¬гласно М. Веберу, который собственно и ввел в обиход данное понятие, харизмати¬ческий культ является на¬чальной фазой формирова¬ния любой современной ре¬лигии. В процессе дальней¬шего развития харизмати¬ческие связи заменяются административно-финансо¬выми. Этот процесс Вебер назвал "рутинизацией". Со¬временное харизматическое движение берет свое нача¬ло от группы последовате¬лей методистского пастора Ч.Ф. Пэрхэма (1873-1929), одна из последовательниц которого начала говорить "на иных языках", после чего этот дар появился и у других членов этой религи¬озной группы. Вместе с тем, как в истории христи¬анства, так и в истории дру¬гих религий, встречается множество описаний по¬добных состояний.
Пророчицу Хильдегард (1098-1179) посещали виде¬ния, и она говорила "на иных языках".
В. Феррер (1350-1419), доминиканский монах, имел дар говорения на иных языках и его понимали гре¬ки, немцы и венгры.
Св. Франсисе Ксавье (1506-1552) также обладал этим необыкновенным да¬ром и мог проповедовать жи¬телям Индии, Китая и Япо¬нии на их родных языках, хотя никогда не изучал их.
Пророки из Севенны (1685-1700) во время гоне¬ний римской инквизиции получили дар пророчества. Причем многие из них были детьми. Они обычно впада¬ли в экстаз и произносили слова, которые, по их мне-нию, были вдохновлены Святым Духом. Чаще всего они пророчествовали о вто¬ром пришествии Иисуса. По имеющимся сведениям, некоторые из них говорили на иврите и на латыни, хотя никогда не изучали этих языков. Так же, как и древ¬ние монтанисты, они пред¬сказывали скорое прише¬ствие Господа и установле¬ние Его Царства на земле. Они утверждали, что нис¬шедшие на них духовные дары были признаком ско¬рого пришествия Иисуса.
Квакеры, основателем которых был Дж. Фоке (1624-1691), верили, что Святой Дух открывается че-рез пророков. Имеются све¬дения, что среди них также практиковалось говорение на разных языках.
Э. Ирвинг (1792-1834), служитель пресвитерианс¬кой церкви в Шотландии, стал основоположником ир-вингитов — группы людей, говоривших в экстазе на не¬известных языках.
Шейкеры (трясуны), аме¬риканская секта, лидер ко¬торой — "мать" Эн Ли (1736-1784), были наделены даром говорения на иных языках, проявление которо¬го иногда сопровождалось неописуемой радостью и пританцовыванием.
Интерес к харизматичес¬ким системам в рамках дан¬ного исследования обуслов¬лен тем, что, как уже было отмечено, основой суще¬ствования таких систем яв¬ляется достижение их пос¬ледователями различных ИСС. Действительно, ана¬лиз большой группы хариз¬матических систем позво¬лил автору выявить общие видовые признаки:
1.                    Наличие у последова¬телей системы особых изме¬ненных состояний сознания, которые характеризуются как "нисхождение   Святого Духа", "контакт с богом", "явление духов" и т. д.
2.                         Вера последователей системы в появление у них сверхъестественных способ¬ностей (в христианской ха¬ризматической традиции — «святых даров»), особенно если указанные способности связаны с упомянутыми ми¬стическими состояниями и проявляются только во вре¬мя культовых практик или в группе единомышленников.
3.                          Наличие харизмати¬ческого мифа — мифа об окружающем мире, в кото¬ром живут последователи данной системы. В харизма¬тической религии миф не является описанием собы¬тий, произошедших "в три¬девятом царстве тридесятом государстве". Напротив, член харизматической об¬щины сам становится учас¬тником напряженно разво¬рачивающегося мифа. Ми-фологизм харизматического мышления можно отследить по таким признакам: интер¬претация определенных со¬бытий в соответствии с ми¬фологемой, соотнесение себя и окружающих людей с мифологическими персо¬нажами (12 "апостолов" Бе-лого братства).
4.                           Самоощущение из¬бранности, присущее адеп¬там подобных учений.
5.                   Эффект передачи от¬ветственности, проявляю¬щийся в перекладывании своих повседневных про¬блем на сверхъестественных покровителей.
6. Наличие особых тех¬ник "общения" со сверхъе¬стественными силами.
Легко заметить, что ана¬логичные феномены суще¬ствуют и в других системах, причем не только тех, ко¬торые относят себя к хариз-матам, но и даже тех, ко¬торые не являются сугубо религиозными. Например, участники семинаров Золо-това отмечали появление у себя во время семинара различных экстрасенсор¬ных способностей, которые исчезали после его оконча¬ния. Подобные эффекты наблюдаются и во многих оккультно-технократичес-ких системах.
Таким образом, термин "харизматические системы" можно применить не толь¬ко к небольшой группе нео¬христианских общин, но и к значительному числу дру¬гих религиозных систем. Более того, далеко не все¬гда системы, к которым можно отнести термин "ха¬ризматические", строго от¬вечают понятию "религия".
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Измененные состояния сознания, возникающие у последователей харизмати¬ческих систем, можно раз¬делить на три основные группы.
1.                   Состояния фасилита-ции — возникающие у ве¬рующих ощущения увели¬чения собственной духов¬ной силы, значимости, воз¬можностей. К этой группе эффектов относятся святые дары.
2.                      Состояния, связанные с изменением мотиваций. К ним относятся "боговдох-новенные" действия, т.е. поступки и действия, совер¬шенные под влиянием воли свыше, подсказки, получа¬емые от высших сил и т.д.
3.                               Состояния "воздей¬ствия" на окружающий мир, которые заключаются в воздействии верующего (реальном или воображае¬мом) на ход значимых для него событий.
Однако, главным отли¬чием ИСС, достигаемых
последователями харизма¬тических систем, является тот факт, что подобные со¬стояния возникают только при совместном проведении соответствующих ритуалов. В богословии развитых ха-ризматических церквей даже дается этому подроб¬ное обоснование, более того, верующие предосте-регаются от достижения подобных состояний вне общины.
Другой важной особен¬ностью подобных общин является то, что они всегда являются харизматически¬ми в Веберовском понима¬нии, т.е. сплоченными вок¬руг харизматического лиде¬ра, который и обеспечивает индуцирование необходи¬мых состояний.
В современном мире ха¬ризматическое движение достигло колоссального раз¬маха. Помимо уже обсуж¬давшихся религиозных си¬стем, к харизматическим можно отнести многие дру¬гие общности людей, кото¬рые разделяются на не¬сколько наиболее значи¬тельных групп, объединен¬ных по ряду общих призна¬ков: религиозно-мистичес¬кие, оккультно-мистичес-кие, оккультно-технократи-ческие, психоделические, коммерческие.
Религиозно -мистические системы являются, как пра¬вило, мистическими секта¬ми или направлениями в рамках традиционных ре¬лигий, например суфизм в исламе или пятидесятниче-ство в христианстве. В пос¬леднее время появляется все больше харизматичес¬ких систем неохристианс¬кого толка, практикующих исцеление, говорение на иных языках (голосалии), коллективные исполнения гимнов для призыва Свято¬го Духа и т. д. Отличитель¬ной особенностью этих си¬стем является использова¬ние приемов манипулятив-ной психологии для инду¬цирования нужных состо¬яний. Как отдельную раз¬новидность религиозно-
мистических систем следу¬ет рассматривать эзотери¬ческие составляющие из¬вестных религий,характе¬ризующиеся небольшим числом участников (не¬редко даже полной закры¬тостью), направленностью на решение внутренних задач участников.
Оккультно-мистические системы возникли в рамках внеконфессионального ок¬культизма и получили ши¬рокое распространение в начале XX в. Отличие по¬добных систем от религиоз¬но-мистических состоит в том, что проявляющиеся у последователей необычные состояния интерпретируют¬ся не столько как результат сверхъестественного вме¬шательства, сколько как следствие особой развито¬сти или способностей не¬которых людей. Существо¬вание сверхъестественных сил, как правило, призна¬ется, однако им зачастую приписывается безличнос¬тный характер. Ярким при¬мером харизматических си¬стем этого типа является спиритизм. Действительно, спиритический сеанс со¬вершается всегда в группе эмоционально сонастроен-ных людей.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
К оккультно-технокра-тическим системам можно отнести целый ряд учений, связанных с экстрасенсори¬кой, уфологией, другими подобными попытками вы¬строить наукоподобные мо¬дели, описывающие мисти¬ческий опыт или сверхъес¬тественный мир. Уфологи-контактеры, вступающие в "телепатический" контакт с пришельцами, относятся именно к этой группе.
Существование психоде¬лических систем связано с наркоманской субкультурой и другими, близкими к ней субкультурами (хипповс-кой, богемной и т. д.). Раз¬личные психоделические состояния играют важную роль в подобных системах, которые постепенно приоб¬ретают все больше религи¬озных черт. Появилось даже
божество, покровительству¬ющее "расслабленным" со¬стояниям — Джа. Интерес¬но, что харизматическая составляющая в подобных системах не менее важна, чем наркотическая. Так, в ряде исследований показа¬но, что человек, впервые курящий марихуану вне специального посвятитель¬ного ритуала, без предвари¬тельной установки, харак¬теризующей ее воздей¬ствие, как правило, не до¬стигает выраженного эф¬фекта. Напротив, лица, по¬лучавшие плацебо, в рамках соответствующего ритуала достигали ИСС.
К разряду коммерческих харизматических систем можно отнести структуры, действующие по принципу мультилевелного маркетин¬га. Действительно, необхо¬димыми составляющими таких систем является фе¬тишизация объекта продаж и связанных с ним состоя¬ний, например, "суще¬ственное улучшение состо¬яния здоровья" после при¬ема гербалайфа, резкое воз¬растание доходов и "жиз¬ненной эффективности" участников маркетинга, особые психологические состояния, нагнетаемые на "презентациях", "промоу-шены" — восторженные представления людей с бо¬лее высоким статусом в си¬стеме (кстати, такие же ри-туалы присущи пятидесят-ничеству и христианским харизматическим церквам).
Таким образом, в совре¬менном мире отсутствует четкая грань между хариз¬матическими религиями и нерелигиозными харизма¬тическими системами. Можно даже говорить о фе¬номене харизматических систем как отдельном зна¬чимом явлении в духовной жизни общества.
Каковы же причины столь бурного распростра¬нения харизматических си¬стем в наше время? Ответ на этот вопрос лежит в уже обсужденной выше потреб¬ности человека в достижении
измененных состояний со¬знания, которая лишь в малой степени удовлетво¬ряется в рамках старых ре¬лигий, уже прошедших процесс рутинизации. Кризис традиционных форм религиозности про¬является в их формализа¬ции, приводящей к тому, что они перестают удовлет¬ворять духовным и эмоци¬ональным потребностям человека. Ритуалы в такой системе "теряют силу", т.е. перестают оказывать структурирующее воздей¬ствие на бессознательную сферу человека. Возникаю¬щий при этом вакуум немед-ленно заполняется вновь возникающими харизмати¬ческими системами, кото¬рые в свою очередь со вре¬менем начинают рутинизи-роваться и т. д.
Подытоживая сказан¬ное, можно заключить, что харизматические системы — сложное явление, не огра¬ничивающееся религиозной жизнью, а охватывающее многие элементы современ¬ной культуры. Важной при¬метой нашего времени яв¬ляется усиление роли хариз¬матических тенденций и увеличение числа соответ-ствующих систем. Можно предположить, что в буду¬щем харизматические сис¬темы станут значительной социальной силой, а их роль по масштабности будет сравнима с ролью религий в современном мире.
Способность человека к достижению ИСС является одним из основополагаю¬щих свойств человеческой психики. Опыт ИСС фор¬мирует многие аспекты культуры, такие как космо¬гонические представления, философию, символизм. Наличие измененных со¬стояний сознания хотя бы у части последователей ре¬лигии — необходимый ис¬точник ее существования, поскольку опыт таких со¬стояний — это источник ре¬лигиозного чувства и веры.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67