Что такое чакры, не знает никто. Как впрочем, и что такое человек. Однако, многие, каждый со своей позиции, пытаются ответить на этот вопрос (как впрочем, и на второй). Среди этих ответов можно попробовать поискать истину, а можно опираться только на собственные наблюдения и ощущения и работать с чакрами, не вдаваясь в глубокие философские проблемы. Именно этот путь я и предлагаю читателю. Однако, понимая, что человек, взявший в руки эту книгу, наверняка уже интересовался литературой по данной проблеме, предлагаю сделать небольшой исторический обзор концепций чакральной системы в современном оккультизме.
Наиболее далеким от практических результатов является представление о чакрах, как о лотосах с различным количеством лепестков, находящихся в теле человека и открывающихся после поднятия кундалини.
Есть также мнения относительно того, что открытие чакральной системы происходит после поднятия кундалини, сопровождается какими-то сверхэффектами и т.д.
Данная точка зрения возникла благодаря трудам Артура Авалона -первого европейца попавшего в закрытую индийскую тантрическую Школу и опубликовавшего часть полученных им знаний. Именно он первый опубликовал классические индийские рисунки чакр, которые со всевозможными искажениями и ошибками в течении последних 100 лет перерисовывались другими авторами, а также привел мантры чакр и их лепестков, соотнес чакры и качества характера человека. На основании приведенной им схемы чакральной системы родилось бесчисленное множество школ и интерпретаций, различных техник работы с чакрами, которые впрочем (по наблюдениям автора) не приводили ни к каким серьезным результатам (автор готов принести извинения и опровергнуть данную точку зрения, если кто-либо продемонстрирует ему обратное).
Данный парадокс обусловлен тем, что Артур Авлон принадлежал к ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ, т.е. ЗАКРЫТОЙ традиции. Приведенные им знания и схемы были символами, а не рисунками чакр, символами, которые нуждаются в КЛЮЧАХ, для того чтобы быть понятыми и использованными. А вот ключей то как раз и не было…Возможно Космос предложил европейскому эзотеризму найти их самостоятельно…
Следующий шаг в понимании чакральной системы был сделан Рудольфом Штайнером, основателем антропософского общества, который заметил, что чакры открываются не при поднятии кундалини, а скорее, наоборот. Чакры открываются у человека при наработке каких-то новых возможностей, что является предпосылкой для поднятия кундалини. Благодаря этому замечанию Р. Штайнера, понимание чакральной системы в современном эзотеризме расширилось. Было замечено, что чакры есть у всех людей и степень их развитости может быть различной. Причем именно чакры определяют внешние проявления человека, его способности и черты характера.
Параллельно со Штайнером и, что небезынтересно примерно в то же время к проблеме чакральной системы подошла психология. Вильгельм Райх, признанный в дальнейшем основателем телесно-ориентированной психотерапии, обнаружил, что психологические проблемы человека, приводят к появлению мышечных зажимов, которые локализуются в виде семи (!) "мышечных поясов", каждый из которых достаточно жестко связан со специфической группой проблем. (Я думаю, даже не знакомый с трудами Райха читатель догадался, что положение и характеристики этих "поясов" поразительно напоминали чакральную систему). Данная теория была существенно развита учениками и последователями Райха: А Лоуэном, Фельденкрайзом, а телесно-ориентированная психотерапия заняла достойное место среди других терапевтических систем. Белый человек начал находить первые ключи…
Определенный вклад в понимание чакральной системы и ее роль в организме был сделан экстрасенсами в период всплеска интереса к экстрасенсорике в конце 70-х. Практически независимо от уже упомянутых источников, на основании преимущественно собственного опыта ими было замечено, что в теле человека существуют энергетические центры, от состояния которых зависит физическое здоровье человека. И локализуются эти центры примерно в тех же местах, где находились нарисованные Авалоном лотосы.
Любопытно, что связь эмоциональных состояний с теми или иными участками текла отражена и в языковых оборотах, таких например как "голова пухнет", "твердолобый человек", "ком в горле", "сердце сжимается", " в печенках сидит", "гора с плеч упала", "екнуло под ложечкой", "стало жарко в паху", "очко взыграло".
Сколько у человека чакр?
Вопрос, который задается достаточно часто и который можно переформулировать таким образом: "Почему различные первоисточники упоминают о различном количестве чакр?". Действительно, это так. Китайский цигун работает с тремя дань-тянями, тибетская йога - преимущественно с пятью центрами. Индийские источники говорят чаще всего о семи центрах, вскользь упоминая при этом о существовании нескольких дополнительных центров (кету-чакры, сома-чакры, манас-чакры и т.д.). Существуют еще более экзотические схемы, например, описываемая Аверьяновым чакральная система состоит уже из 15 чакр. Ответ на поставленный вопрос, по всей видимости, лежит в эзотерическом характере указанных школ и различной по значимости роли, которую играют разные чакры в жизни человека. Как правило, источники, которые доходят до западного читателя, являются не самыми эзотерическим в системе этих школ. Соответственно, они рассматривают наиболее поверхностные проблемы развития человека. Кроме того, некоторые школы были не заинтересованы в развитии своими адептами определенных центров, и поэтому скрывали техники их развития, а иногда и факт их существования.