Вишудха, как и другие верхние чакры, занимает в наше время все более значимое место в общественной жизни. Достаточно обратить внимание на совершенно алогичную, не объяснимую рациональными причинами величину доходов в индустрии шоу-бизнеса. Коммерчески успешные певицы и актеры получают столь невероятную прибыль, что некоторые из них вполне в состоянии купить одну из экономически неразвитых стран третьего мира. Об уникальной роли результатов вишудховской деятельности в современной жизни говорят и огромные цены на аукционах, где продаются произведения живописи или скульптуры. Но, в то же время, внутри социума протекает множество процессов, ограничивающих возможность эффективного использования этой чакры.
Значимым фактором, блокирующим возможность развития вишудхи, является потребительское отношение к ней как к инструменту. Ни для кого не является секретом: искусство зачастую становится заложником государственной идеологии или коммерческой стратегии. Обусловленное прямыми целями политтехнологов и креативных директоров, оно попалось в ловушку зрительских предпочтений.
Искусство расчетливо играет на глубинных потребностях аудитории, в то же время формируя эти потребности. Спрос рождает предложение, а предложение – спрос. Замкнутый круг. По поводу именно такого искусства используется термин «массовая культура» в его негативном аспекте.
Конвеерный поток индустрии рекламы, политики и шоу-бизнеса тиражирует посредственные копии таких же посредственных оригиналов. Выбор вроде бы богатый, однако, по сути, выбирать особо не из чего. Огромное множество внешних форм – и отсутствие подлинного разнообразия. Обильная, но неприхотливая «пища» – вишудхе здесь развернуться особо некуда (и негде). О некоммерческом, независимом искусстве знает лишь небольшой процент населения. Остальные потребляют предложенное.
Парадокс, который несет в себе эта культурная ситуация, заключается в фактическом отсутствии какой-либо цензуры искусства. Свобода художественного выражения широко доступна. Но она никому не нужна. Эпатажные формы искусства прочно связаны со стратегией сэлф-брендинга, а «традиционное» творчество расхватали на слоганы.
По сути, экономическая система в определенной степени дискредитировала вишудху, вписав глобальный дискурс творчества в товарно-рыночные отношения. Использование в современном социуме всех вишудховских проявлений для получения прибыли – с одной стороны. Создание устойчивых ассоциаций между искусством, популярностью и деньгами – с другой.
«Ну и что?!» – спросите Вы. – «Какое отношение все это имеет ко мне? Я не писатель, не художник и не певец. Как неразвитость вишудхи или недостаток энергии на ней может отразиться лично на мне?».
Однако не следует считать, что вишудха важна лишь для представителей творческих профессий, поскольку это было бы слишком упрощенным представлением о роли этой чакры. Вишудха – один из 7-ми основных энергетических центров человеческого тела, и его важнейшей функцией является обеспечение полноценной коммуникации: во-первых, между людьми, и, во-вторых, – между человеком и миром. Под словами «полноценная коммуникация» понимается возможность результативного общения, в котором собеседники действительно понимают друг друга.
Ведь огромное количество проблемных (да и просто неприятных) ситуаций случается, когда люди не могут найти общий язык. Неразвитость вишудхи затрудняет понимание того, какой смысл несет речевое сообщение. Это приводит к конфликту интерпретаций: каждый из участников разговора говорит вроде бы понятные другому слова, но смысл в них вкладывает свой. Они говорят на одном языке, но о разном. Особенно ярко это видно, если собеседники принадлежат к разным социальным пространствам (профессия, национальность, субкультура и т.д.).
Для ведения бизнеса ситуация, в которой отсутствует взаимопонимание между деловыми партнерами, является абсолютно непродуктивной, и, более того, даже опасной. В деловых отношениях вишудха играет роль связующего моста между людьми: если этот мост будет прочным, то отношения укрепятся, если же он не достроен и разваливается – ни о какой эффективности переговоров и речи быть не может.
Впрочем, это касается не только бизнеса, но и тех сфер жизни, где требуется взаимодействие с другими людьми, то есть, почти всех. От степени энергетизированности и развитости вишудхи зачастую зависит взаимопонимание между коллегами по работе, поскольку работать в команде человек сможет только в том случае, когда между ним и остальными членами коллектива нет коммуникативного барьера.
Бывает так, что новый сотрудник не вписывается в уже сложившийся рабочий коллектив именно потому, что он не понимает «на какой волне» здесь принято общаться. И наоборот, влиться в уже существующую систему взаимоотношений внутри социальной среды гораздо легче, если с самого начала распознать принятый в ней способ общения и научиться им пользоваться.
И в отношениях с противоположным полом (достаточно вспомнить пословицу «женщина любит ушами»), и в дружбе играет огромную роль то, насколько легко и естественно пройдет процесс знакомства, во время которого ищутся точки соприкосновения (не говоря уже о дальнейшем углублении отношений).
Простроенная вишудха дает возможность легко завязывать знакомства и устанавливать связи с окружающими, поскольку человек, у которого развита эта чакра, всегда чувствует, что именно ему говорят и как следует отвечать, т.е. может настроиться на собеседника. Легкость в общении – то качество, которое люди всегда очень ценят, – строится на эмпатическом вишудховском вчувствовании, которое в повседневной речи иногда называют интуицией.
Интуиция – это вишудховский навык, способность мгновенно, подсознательно улавливать неочевидные и скрытые связи между людьми, вещами и событиями. Интуитивное вчувствование через вишудху не только «облегчает понимание и содействие», но и повышает социальную адаптативность человека в целом. Последствия многих поступков сложно просчитать, однако можно почувствовать заранее то, как сложатся обстоятельства; интуиция позволяет предугадать события и поступки. Кроме того, вишудховский навык эмпатии является одним из глубоких аспектов умения диагностировать болезни и проблемные ситуации.
Мы не всегда можем знать, к чему приведет та или иная встреча, правилен или нет наш выбор, чем обернется принимаемое решение – но всегда есть возможность использовать интуицию. Существует множество людей, руководствующихся интуицией при решении важных задач: здесь вспомнается хрестоматийный пример Менделеева, увидевшего периодическую таблицу «во сне». Интуиция зачастую выступает залогом жизненного успеха – про некоторых людей можно услышать, что у них есть «чутье» в той области деятельности, которой они занимаются. Это «сверхъестественное чутье», которое, по сути, и есть интуиция, помогает обойти препятствия, избежать опасностей и добиться своей цели.
Бывает, что неразвитая вишудха приводит к блокировке внешних проявлений человека и отделяет его от окружающих: даже если у него богатый внутренний мир – люди вокруг просто не могут этого увидеть. И наоборот – человек, умеющий себя «подать», вызывает интерес и симпатию. Энергетизированность данной чакры влияет на имидж человека, его внешний вид, ту самую «одежку», по которой встречают.
Это, кстати, касается и представленности в соцсетях: выбор виртуального образа – аватара, и «правильная» подборка информации о себе приобретает все большую значимость в публичной сфере.
Поскольку именно Интернет на сегодняшний день является все более перспективной средой коммуникации, имеет смысл остановиться на тех негативных аспектах сетевой культуры, что препятствуют гармоничному развитию вишудхи.
Цифровая реальность – это пространство, общение в котором происходит в основном на вишудховском уровне. Благодаря сервисам социальных сетей люди получили возможность общаться не только с помощью слов, но и с помощью визуальных и звуковых «блоков» информации. Каждый день по всему миру люди обмениваются миллионами фильмов, треков и картинок: от компьютера к компьютеру, из дома в дом, от офиса к офису передаются терабайты информации.
Двери серверных храмов открыты круглосуточно: социальные сети, а также видео и фото хостинги набирают огромную статистику посещений. Мало кто представляет свой день без сопровождения видео, музыки и изображений. Возможно, не каждый задумывается об этом, ежедневно получая новую дозу Интернет публикаций, однако их отсутствие сразу ощутимо.
Интернет, по сути, является метафорой черной вишудхи, ведущей сознание по гиперссылкам, от истории к истории, от цитаты к цитате, завлекающей так глубоко, что для современного человека «хождение по сети» стало типичным времяпрепровождением. Многие сидят за монитором сутки напролет, листая френд-ленту и прыгая от одной ссылки к другой в поисках интересного (зачастую – просто развлекательного) контента. Пожалуй, можно выделить несколько главных направления, в которых движется стрелка мышки: всё новое, всё смешное, всё необычное, и, наконец, всё, что связано с сексом.
Здесь мы сталкиваемся с обратной стороной свободы доступа к информации. Прежде всего, в этой связи следует назвать уже упомянутый способ проводить время, путешествуя по сайтам и пабликам. Подобные блуждания по ресурсам, как правило, не несут в себе никакой другой цели, кроме удовлетворения любопытства. И здесь само словосочетание «удовлетворения любопытства» показывает нам, в чем кроется проблема.
Любопытство, т.е. интерес – это вид вишудховской энергии, объем которой на чакре варьируется. Удовлетворение в этом контексте будет означать сброс напряжения, вызванного большим количеством энергии интереса. Сразу же стоит отметить, что это количество зависит от индивидуальных характеристик чакры (вместимость, плотность, развитость и т.д.).
Именно эта энергия побуждает нас заниматься познавательной деятельностью, исследовать внешний и внутренний мир, замечать новые фрагменты реальности, устанавливать между ними связи, интегрировать поток информации вокруг нас с личным мироощущением и т.д. Более того, эффективность любой деятельности, в том числе профессиональной (особенно – профессиональной), находится в прямой зависимости от степени вашего искреннего интереса. Невозможно заниматься чем-либо глубоко и плодотворно, если желание познания отсутствует или находится на минимуме.
Если же энергию, необходимую для познания мира, человек «страчивает» в процессе бесцельной интеллектуально-эстетической мастурбации перед экраном, то возможность полноценной реализации в его текущих либо запланированных делах снижается. Причем уменьшение уровня энергии сказывается не только на тех сферах жизни, где напрямую задействована вишудха, ведь, как уже было сказано, лишь искренний интерес способен выступать в качестве полноценной мотивации к чему бы то ни было.
К тому же, бессистемное перенасыщение образами и текстами способно отбить охоту заниматься собственным творчеством. Мне рассказывали историю про начинающего литератора, который решил выложить свои работы на ресурс, где публиковались в режиме онлайн художественные тексты. Однако увидев, что его порядковый номер, под которым он зарегистрировался на сайте – девятизначное число, сразу отказался от этой идеи. Не то, чтобы он не догадывался о том, что до него уже писали, просто Интернет продемонстрировал ему это во всей своей наглядности, по сути, посеяв в этом человеке зерна сомнения в востребованности его творчества.
И действительно, чрезмерность количества существующих на данный момент произведений искусства нивелирует одно из тех достоинств, за которые мы, собственно, искусство и ценим. Исчезает уникальность. К чему создавать новые романы, фотографии, картины и звуковые дорожки, если «всё это уже есть».
Стирается стоящая за каждым конкретным случаем индивидуальность, растворяясь в сетевом море информации. Это море пугает фактической бездонностью: в нем нельзя даже утонуть, потому что как только ты достигаешь дна, то оказывается, что под ним находится еще одно, – и так до бесконечности.
Не способствует развитию вишудхи и сетевой сленг. Языковая среда Интернета стремится к максимальной примитивизации способов выражения мыслей и эмоций. На смену породившим эпистолярный жанр бумажным письмам приходит шаблонное электронное письмо. Процесс утраты вишудховских навыков демонтрируют мгновенные сообщения между пользователями, жертвующими, ради скорости обмена информацией, средствами выразительности: часть слов сокращается, а орфография и пунктуация игнорируются. Основные эмоции и чувства переведены в пиктографический формат смайлов, возвращая юзеров в эпоху росписей пещер неолита. Чтобы обнаружить оруэлловский неояз в современном мире, вовсе не обязательно обращать внимание на различного рода бюрократизмы. Достаточно пройтись по веткам форумов и диалогам соцсетей, или почитать комментарии к публикациям.
И поскольку современный пользователь проводит в сети достаточно большое количество времени, его повседневное общение «в реале» становится косноязычным, бедным на образы и яркие выражения. Способность донести важную информацию до собеседника существенно снижается.
Этим блокируется еще одна возможность социальной реализации вишудхи – способность увлечь людей, повести их за собой, сделать свое мнение, свою личностную позицию значимой для других. Вишудха отвечает за возможность воспринимать множество людей как одно целое, как социальный организм, в общении с которым существуют свои правила.
Умение успешно управлять группой людей (особенно, если она многочисленна), обращаться к ней, доносить до нее свое мнение и добиваться желаемого отклика – это вишудховское искусство. Именно поэтому вошедшие в историю общественные деятели – политики, военные, представители масс-медиа и бизнесмены изучали ораторское мастерство. Существует множество случаев в истории, когда смена власти становилась возможной благодаря красноречию.
Первый крестовый поход, познакомивший европейцев с достижениями арабской цивилизации (а через нее – и античной) состоялся благодаря одной проповеди, запустившей социальный процесс, в который оказались вовлечены все народы средиземноморского региона. Аристотель (автор первого учебника по риторике), Цицерон, Демосфен, Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Уинстон Черчилль – все эти люди стали теми, кем стали, благодаря своему умению, цитируя А.С. Пушкина, «глаголом жечь сердца людей».
Развитая вишудха способствует не только тому, чтобы услышать и понять окружающих, но и тому, чтобы услышать и понять свое собственное тело и психику, разобраться в своих психосоматических процессах. Осознание и контроль над изменениями в эмоциональной или ментальной сфере становятся доступными лишь тогда, когда у человека сформировалась устойчивая вишудховская культура обозначения.
Это культура подбора точного названия, соответствующего переживаемому телесному состоянию или чувству. Если спросить, «что в данный момент ты чувствуешь?», то большинство людей не смогут дать удовлетворительный ответ – они никогда не задумывались о том, что все движения внутреннего мира можно описать словами. А ведь если человек не в состоянии осознать что-либо, то того, что он не осознает, для него нет, в прямом смысле.
Способность точно очертить словами состояния своего тела и сознания дает возможность управлять ими, тонко дифференцировать, и, что самое главное, развивать. Ведь для того, чтобы целенаправленно заниматься духовными практиками, направленными на проработку того или иного аспекта вашей личности, необходимо вначале этот аспект выявить и обозначить (что в практическом плане – одно и то же).
Итак, вишудха – это возможность гармоничного общения с внешним и внутренним Миром. Вишудха – твой голос, услышанный другими людьми, и, одновременно, другие люди, услышанные тобой. Вишудха – свобода жизненного творчества, создания завораживающих узоров собственной судьбы.
Кулешов Руслан