Автор Тема: Смарана - первый тип медитаций  (Прочитано 447 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Смарана - первый тип медитаций
« Ответ #1 : 03 Июня 2022, 14:51:57 »
СМАРАНА (СМРИТИ)
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

Термины смарана (smarana) и смрити (smrti), или в палийском варианте camu (sati), образованы от корня smr – «помнить» и означают «память», «запоминание», «памятование». Я разместил этот класс техник первым, поскольку исходной точкой любой психотехники является умение качественно оперировать своей памятью. Бессмысленно пытаться наработать сложные умения или трансформировать свое сознание, если ты не можешь вспомнить, что делал пять минут (дней, лет) назад. Поэтому большинство серьезных традиций начинают именно с практик умения запоминать и вспоминать разнородную информацию. Говоря о разнородности, я подразумеваю то, что способность запоминать информацию, изложенную в книге, и способность вспомнить, какие именно эмоции и мысли проскочили в твоей голове несколько дней назад в ответ на определенные события - это очень разные аспекты работы с памятью. Способность не отвлекаться от выполнения некоторой фоновой техники - это еще один аспект работы с памятью. Такая разнородность и приводит к огромному многообразию техник, связанных с запоминанием и вспоминанием.
Однако здесь нас ждет поразительное обстоятельство. Мы можем обнаружить множество таких техник в буддизме, конфуцианстве, античных практиках (стоицизме и неоплатонизме), исихазме и суфизме. И при этом им не уделено никакого внимания в первоисточниках по йоге. Я полагаю, что это связано с тем, что развитию памяти уделялось огромное внимание в процессе традиционного обучения высших каст на этапе ученичества, и к моменту начала практики йоги эта проблема уже была решена. Хорошая память ученика воспринималась как данность. Вероятно, искать описание подобных техник следует в педагогических трактатах. К сожалению, тема развития памяти и мнемонических приемов в индийской педагогике изучена крайне слабо, несмотря на очевидную эффективность этих техник. Мне доводилось общаться с пандитами весьма почтенного возраста, способными по памяти воспроизвести наизусть десятки объемных санскритских текстов. При этом память, касающаяся бытовых мелочей, также внушала восхищение.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67