Автор Тема: Дхарана - второй тип медитаций  (Прочитано 459 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей-инструктор

  • Инструктор
  • Сообщений: 1217
  • Пол: Мужской
    • Черкасский Центр Йоги
  • Facebook: facebook.com/serge.shtangei
Дхарана - второй тип медитаций
« Ответ #1 : 05 Июня 2022, 14:09:08 »
ДХАРАНА
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)

Дхарана (dhārana) - это наиболее часто ассоциируемая с йогой группа техник. Как мы помним, сам термин образован от глагольного корня √dhr – «держать» и, соответственно, дхарана - это «удержание». Именно этот термин присутствовал в древнейшем определении йоги из Катха - упанишады. В разделе «Йога как контроль чувств» я подробно разобрал исходные значения и нюансы этой практики. Как мы помним, изначально термин дхарана применялся к контролю направленности внимания. Йога - сутра разделяет это мнение и дает такое определение дхараны:
Дхарана есть фиксация читты на [определенном] объекте.
Однако эта, в общем - то простая, мысль породила множество псевдопрактик, поскольку отсутствует понимание того, что именно означает «сконцентрировать читту» (да и внимание). Около йоговская литература изобилует примерами самодельных «дхаран». Некоторые авторы рекомендуют, не моргая смотреть на точку, визуализировать «небольшую картонную коробку», концентрироваться на определенной мысли и т.д. Результативность таких практик та же, что и рекомендуемая псевдооккультными и мультилевелными системами, визуализация своих будущих успехов, - абсолютно нулевая. И то и другое - просто пустое мечтательство, соотносимое йогой с такими вритти, как нидра и викальпа. Проблема состоит в не различении активного и пассивного внимания. Первое есть способность активно размышлять об объекте, на котором сконцентрировался человек. Второе - процесс пассивного на него «завтыкивания». Активное внимание - это такое внимание к объекту, которое рождает новое знание о нем. Человек, созерцающий «не большую коробку», не узнает больше ни об этой коробке, ни о себе, ни о мире. Человек, который сосредоточен на решении некоторой задачи, при наличии правильных методов рано или поздно, познав ее, решит. Последнее и есть активное внимание.
Если не совершить описанной ошибки и принять, что дхарана - это управление именно своим активным вниманием, то мы получим множество практик, различающихся по объекту либо аспекту внимания, а также по способу анализа материала. Например, простейшие практики могут быть связаны с тренировкой способности выделять полезную информацию из «шума». Например, обращать внимание на то, что изменилось в окружающем ландшафте или в поведении человека. Дхарана обонятельных и вкусовых ощущений позволит развиться соответствующим органам чувств, что выразится в способности более тонко различать вкусы или запахи.
Однако это самый простой и очевидный уровень дхараны индрий. Более тонкий связан с умением фиксироваться на содержании получаемой посредством индрий информации. Например, тренировка умения слушать человека не связана только с вслушиванием в его голос. Более важным является факт вслушивания в смысл того, что он говорит, или в нюансы аргументации, или в специфику построения речи и так далее. Все перечисленное - это разные дхараны. И практиковать надо именно те, которые человеку даются труднее.
Заметим, что такие дхараны, как и вообще органов чувств, несут и сопутствующие качественные трансформации. К примеру, тщательно вслушиваясь в аргументы оппонента, мы можем найти свои ошибки и расширить мировоззрение (что редко случается в обычном общении). Длительное всматривание в человека открывает нас на него эмоционально и т.д. Более сложным аспектом дхараны является умение сознательно смотреть на объект под заранее выбранным углом. Эта практика хорошо развивается в студенческих дебатах, практикуемых в серьезных университетах. Участникам дебатов дается тезис, однако, будут ли они его отстаивать или опровергать, команды узнают лишь перед началом выступления по результатам жребия. Таким образом, нужно быть готовым отстаивать каждую из точек зрения и удерживать себя в любой из противоположных позиций произвольно. Это упражнение развивает контроль манаса, но как трансформирующий бонус несет способность не привязываться к своим точкам зрения, своему мировоззрению, а значит, быть более открытым к новому. Выражаясь языком классической йоги, эта практика ослабляет аханкару.
Я уже писал выше, что индийская антропология долгое время не выделяла эмоции как отдельный элемент психики, разделяя их проявления между индриями и манасом. Однако если развить концепции дхараны и на них, то можно сформулировать общую идею эмоциональной дхараны, которая есть упражнение в способности удерживать заранее выбранное эмоциональное состояние независимо от внешних обстоятельств. Уже упомянутые техники пашупатов, связанные с провоцированием и выслушиванием оскорблений с контролем ответной агрессии, можно отнести именно к этому типу практик. Похожие техники были и в стоицизме, последователи которого испытывали себя, искусственно создавая неприятные ситуации и изучая свои эмоциональные реакции на них. Тем самым они могли усилить «крепость своего духа» или понять психологические недоработки, с которыми еще предстоит повозиться. Частным случаем определяемых таким образом практик дхараны являются всевозможные практики отрешенности, не вовлечения в те или иные внешние объекты: вайрагья, пратьяхара, аспарша.
Черкасский Центр Йоги
Класс Штангей Сергея, инструктора Йоги.
Тел.: (063) 710-70-24, (097) 293-29-67