Теософский этап
Данный этап в восприятии йоги (как и Индии в целом) связан с деятельностью В. Блаватской, Г. Олкотта и созданного ими Теософского общества. В целом, вклад этой группы в мировую культуру и процесс восприятия Западом индийской духовности огромен, как велик и вклад теософов в сохранение непосредственно и самой индийской культуры. Сотни первоисточников была и переведены именно при поддержке этого общества. Популяция индийских интеллектуалов и их взглядов на Западе (например, Вивекананды) также их заслуга. Теософы сыграли немалую роль в национально - освободительном движении Индии, становления самосознания иранских парсов, систематизации палийского буддийского канона и т.д. Известен, например, факт о том, что члены Теософского общества фактически подтолкнули Махатму Ганди к углублению в свою культуру:
«К концу второго года пребывания в Англии я познакомился с двумя теософами, которые были братьями и оба холостяками. Они заговорили со мной о «Гите». Они читали «Небесную песнь» в переводе Эдвина Арнольда и предложили мне почитать вместе с ними подлинник. Было стыдно признаться, что я не читал этой божественной поэмы ни на санскрите, ни на гуджарати. Но я вынужден был сказать, что не читал «Гиты» и с удовольствием прочту ее вместе с ними и что, хотя знаю санскрит плохо, надеюсь, что сумею отметить те места, где переводчику не удалось передать подлинник. Мы начали читать «Гиту». Стихи из второй главы произвели на меня глубокое впечатление и до сих пор звучат у меня в ушах.
...
Книга показалась мне бесценной. Со временем я еще более укрепился в своем мнении и теперь считаю эту книгу главным источником познания истины. Обращение к «Гите» неизменно помогало мне и в минуты отчаяния... Читая «Гиту» в те времена со своими друзьями, я не изучил ее тогда. Только через несколько лет она стала моей настольной книгой.
Братья рекомендовали мне прочесть также «Свет Азии» Эдвина Арнольда, которого я до того знал только как автора «Небесной песни». Я прочел эту книгу с еще большим интересом, чем «Бхагавадгиту». Начав читать, я уже не мог оторваться.
...
Они свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с м - м Блаватской и м - с Безант ... Помнится, по настоянию братьев я прочел «Ключ к теософии» м - м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что Индуизм полон предрассудков». (Из книги М. Ганди «Моя жизнь»)
Однако при всем этом теософы внесли огромную путаницу в восприятие индийского наследия. Думаю, не будет сильным преувеличением сказать, что корни большинства шаблонов и заблуждений относительно традиционной культуры Индии - продукт деятельности теософов. Я уже упоминал примеры подобной путаницы в разделе о медитациях, энергии и другого. Однако и в само понимание йоги были внесены некоторые заблуждения. Прежде всего, отношение Е. Блаватской к йоге носило некоторую двойственность. С одной стороны, она возвеличивала неких «раджа - йогов», которые занимаются чисто духовными упражнениями, с другой - по непонятным причинам крайне негативно высказывалась о хатха - йоге и обо всем, что с нею связано. Она соотносила хатха - йогу с темным и демоническим, а также разрушительным началом. Приведу несколько цитат из «Тайной доктрины» (стиль и синтаксис сохранен):
«Тарака раджа йога (санскрит), одна из Брахманистских систем Йоги, самая философская, и фактически самая сокровенная из всех, ибо ее истинные догматы никогда не раскрывались публично. Это чисто интеллектуальная и духовная школа обучения».
«Эта глава из Анугиты, говорит Арджуна Мишра, объясняет пранаяму или урегулирование дыхания при упражнениях в Йоге. Но этот способ без предварительных достижений или, по крайней мере, полного понимания двух высших чувств (которых в общем семь, как это будет указано) подлежит скорее низшей Йоге, так называемой Хатха Йоге, которая никогда не одобрялась и посейчас не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа Йогу».
«Тот, кто изучил обе системы, раджа- и хатха - йоги, обнаруживает огромную разницу между ними: одна чисто психофизиологическая, другая же чисто психодуховная».
«А теперь, когда я показала, что тантрические труды в трактовке Рама Прасада и другие йогические трактаты того же характера, которые время от времени появляются в теософических журналах, - заметьте, что трактаты по истинной раджа - йоге никогда не публикуются — ведут к черной магии и являются чрезвычайно опасными, чтобы пользоваться ими как руководствами при самообучении, - надеюсь что ученики будут настороже»
«Хатха - йог никогда не поднимается психически выше Махарлоки, и физико - ментально - выше Талаталы (двойное или двойственное место). Чтобы стать раджа йогом, нужно подняться до седьмых врат - Сатьялоки» . « ... наука хатха - йоги основана на «задержании дыхания», или Пранаяме, против применения которой наши Учителя единодушно возражают. Ибо что такое Пранаяма? В буквальном переводе это означает «смерть (жизненного) дыхания».
«Теперь то, что я должна здесь сказать, особенно адресовано к тем членам, которые горят желанием развить в себе силы посредством «сидения по йоге». Из того, что уже было сказано, вы уже уяснили себе, что в развитии раджа - йоги ни один из публичных трудов не годится; в лучшем случае они могут дать намеки по хатха йоге, что в лучшем случае может развить медиумизм, а в худшем - довести до туберкулеза легких».
Еще в большей степени Блаватская не любила тантризм:
«Шивагама» и своих деталях - чисто тантрическая и ничего, кроме вреда, не может получиться от практического следования ее предписаниям. Я хочу самым убедительным образом отговаривать каждого ученика от каких - либо испробований тих хатха - йогических приемов, ибо он либо совершенно разрушит себя, либо отбросит себя так далеко назад, что восстановить свое прежнее положение в этом воплощении ему будет почти невозможно. Упомянутый перевод был подвергнут значительной очистке, но даже сейчас он едва ли годен для опубликовання. Он рекомендует черную магию самого худшего рода и является самим антиподом духовной раджа - йоги. Остерегайтесь, я говорю».
Настороженное или по - детски возбужденное, как от контакта с порочным, отношение к тантре, несмотря на полную ошибочность взглядов Блаватской, сохраняется и в наше время. Помимо сказанного в своих трудах Блаватская обострила дискурс отношений йоги и социума, фактически выведя практику йоги за социальные и культурные рамки:
«...брахманы и их великие йоги - знатоки по вопросам философии, метафизики, астрономии, этики и религии - сохранили свое достоинство под властью наиболее могущественных князей, оставаясь в отчужденности от мира, и никогда не снисходили до того, чтобы посещать их и выпрашивать себе хотя бы малейшие милости».
При этом медитативным практикам йоги Блаватская приписывала не свойственную им, хотя свойственную тантрическим практикам экстатичность.
«Неоплатонизм - это философия Платона плюс экстаз, божественная Раджа - йога». «Система медитации, к которой прибегали филалеты, была экстатической, родственной практике индийской йоги».
Анализ откровенно ошибочных мнений Блаватской можно было бы продолжать, но думаю, читатель уже уловил общую линию.
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)