Нью - эйджерский этап распространения йоги на Западе
Движение Нью - эйдж соединило в себе духовные, психологические, оздоровительные, магические, экстрасенсорные, натуралистические и многие другие практики первой половины XX века, щедро приправленные восточным и этническим антуражем. Однако подлинного расцвета Нью - эйдж достиг в послевоенное время, что было связано и с повышением уровня жизни, и с кризисом религий, и с возможностью более свободных путешествий для представителей среднего класса, и с интересом к психодедикам. В 60-70 - е годы Нью - эйдж удачно на ложился на движение хиппи и сексуальную революцию.
Легкость контактов с Индией привела к тому, что на западе стали популярны возникшие в начале XX века и существовавшие до этого лишь как национальные проекты Школы хатха - йоги: Кришнамачарьи, Шивананды, Кувалаянанды, Шри Йегендры, а позднее и многие другие. Хатха - йога становится все более востребованной. Выходит множество книг на эту тему, инструкторы получают образование непосредственно от первоисточников, возникают федерации йоги, создаются системы сертификации. Уровень мастерства в хатха - йоге растет. Достаточно сравнить картинки на первой книге, посвященной комплексу Сурья - намаскар (Raja Aundh, 1928) с любыми современными, чтобы понять, насколько выросли стандарты выполнения упражнений.
Параллельно с этим возникает новая традиция авторских школ, практикующих в поле не физических, а психических упражнений. К таким школам можно отнести созданные Ошо, Махариши (трансцендентальная медитация), Дж. Кришнамурти и др. Характерной особенностью этих Школ было то, что не смотря на восточный колорит и происхождение их соэдателей, они, по сути, намного ближе к актуальным психологическим идеям Запада, чем собственно к индийским. Эта актуальность и доступность во многом и сделала их популярными. При этом не стоит приуменьшать духовную значимость таких систем, поскольку они снова ввели в широкий оборот подзабытую идею «заботы о себе», необходимость не только физической, но и внутрипсихической культуры, медитации и т.д.
Вместе с тем, этап Нью - эйджа принес в пространство запад ной йоги и массу проблем. В первую очередь, существенную деградацию интеллектуального смысла ее взглядов, как и вообще присущий этой среде низкий уровень проработки тем и дискуссии. Куча бессмысленных и недоопределенных понятий типа «принятие», «гармония с миром», «посылать свет» смешалась с более развитыми дискурсами, породив «бессознательные энергии», «чистку чакр» и т.д. Большая часть доступных для широкого круга читателей аутентичных концепций также практически обессмыслилась. Появилась тенденция к их соединению с псевдонаучными «теориями» типа «целительной вибрации», «торсионных полей» и т.д. Медитация стала релаксацией и «остановкой мысли». Возникла и специфическая псевдовосточная эстетика, включающая штаны «алладины», благовония, дреды, татуировки и т.д.
В этот же период на волне интереса к индийской духовности на Запад попало и множество религиозных систем, иногда причудливо смешавшихся с йогой, а иногда эксплуатирующих тему йоги для своих маркетинговых целей. Низкий уровень религиоведческих знаний не всегда дает возможность отличить одно от другого, что приводит к укоренению некоторых подобных систем. По широте распространения йога периода Нью - эйдж соперничает лишь с более современной - постуральной йогой.
«Йога: история идей и взглядов» А. Сафронов (отрывок)